В апреле рыбинский комиссариат празднует 95-летний юбилей. Накануне праздника мы беседуем с начальником отдела военного комиссариата Ярославской области по городу Рыбинску и Рыбинскому району Александром Саловым.
— Александр Николаевич, юбилей — это повод провести небольшой экскурс в историю. Расскажите, как все начиналось?
— Военные комиссариаты — детище Страны Советов, но их прообразы существовали в России и до революции. Новые власти ничего нового не изобрели, воспользовавшись прежней моделью набора людей в армию. Тем более что для экспериментов тогда и времени-то не было. В период гражданской войны основная задача рыбинского уездного военного комиссариата была такой же, как и у других, — формирование рабоче-крестьянской Красной Армии, учет имеющихся людских ресурсов.
— А как в те далекие времена обстояли дела с уклонистами?
— Такая проблема, по-видимому, существовала всегда. Когда наш военкомат был создан, в его структуре имелся отдел по борьбе с дезертирством. Шла гражданская война, и тогда каждый человек был, фигурально выражаясь, на вес золота. У тех же крестьян, получивших свободу, была своя извечная пацифистская мотивация — нужно пахать-сеять. Новые власти учитывали все эти нюансы, поэтому при военкоматах создавались агитационные отделы, занимавшиеся пропагандой политики новых властей. Важную роль играли и отделы всеобуча, обучавшие призывников военному делу, навыкам обращения с оружием.
В то время военкоматы несли большую нагрузку — кроме всего прочего, они занимались снабжением частей продовольствием, обмундированием, координировали работу всех воинских частей Рыбинского уезда. В 30-х годах, во время голода, в Поволжье при непосредственном участии военкомата была организована помощь нуждающимся.
— Сейчас, когда говорят об армии, непременно присовокупляют такое понятие, как долг перед Родиной. Эта формулировка — наследие советского времени?
— Долг перед Родиной — это определенное мировоззрение, которое в сознании целого народа складывается на протяжении десятилетий, а порой и веков. Когда зарождался Советский Союз, о долге скорее всего никто всерьез и не говорил. Говорили об обязанностях.
Из кого формировать армию, кто будет ей командовать — в те времена это были самые насущные вопросы. Тогда власти шли на нестандартные решения. В частности, перед военкоматами ставилась задача — учесть всех бывших царских офицеров. На этих людей заводили учетные карточки, выясняли их отношение к новой власти, из них формировали военные кадры, которые первоначально и стояли у руля армии.
— Как изменилась работа военкоматов с течением времени?
— Фактически структура, за редким исключением, осталась прежней, а вот объемы работы действительно поменялись. Как раньше был мобилизационный отдел, так он и остался и выполняет те же функции — в первую очередь комплектование воинских частей солдатами, сержантами, офицерами и техникой. Если раньше было отделение всеобуча, то и сейчас оно, правда, под другим названием, выполняет задачи подготовки граждан к призыву на военную службу, отслеживает работу по военно-патриотическому воспитанию в образовательных учреждениях.
Конечно, некоторые моменты, к сожалению, ушли в прошлое. Например, начиная с конца 30-х годов на территории всей страны, в том числе и Рыбинска, активно работали системы ДОСААФ, ОСОАВИАХИМ и прочие организации, занимавшиеся военной подготовкой молодого поколения. Когда ребят призывали, каждый из них обладал необходимыми навыками — кто-то прыгал с парашютом, кто-то умел действовать в условиях химической угрозы, кто-то водить машину. Соответственно человека направляли в тот или иной род войск. Сегодня той государственной системы подготовки уже нет. Осталось только ДОСААФ, и на данный момент здесь проходят подготовку до 50% призывников. Их учат только на водителей, хотя раньше ребят готовили по пяти-шести воинским специальностям — была морская школа, готовили химиков, радистов, мотористов и прочих.
— Это, конечно, минус…
— Так складывается ситуация на сегодняшний день, хотя в настоящее время разрабатывается новая государственная программа патриотического воспитания. Наверху есть понимание необходимости такой работы: чтобы у ребят, идущих в армию, были определенные убеждения, чтобы они понимали, для чего это делают, чтобы страну защищали сильные и физически, и морально люди. На местах также работают над поставленной задачей. Например, в Рыбинске на данный момент действуют восемнадцать военно-патриотических организаций, которые готовят молодых людей по самым разным направлениям. Радует, что их возглавляют настоящие военные, опытные офицеры.
— Говоря о службе в армии, мы априори подразумеваем молодых людей. Но с учетом того, что со здоровьем у многих просто беда, да и число уклонистов не уменьшается, не планируется ли призывать в ряды армии женщин? В том же Израиле так и делают, причем большинство представительниц прекрасного пола идут защищать Родину с удовольствием…
— Что скрывать, в нашей стране на данный момент сложилась не совсем благоприятная демографическая ситуация, и количество юношей призывного возраста с каждым годом уменьшается. Например, в Рыбинске с начала года мы призвали на восемьдесят человек меньше, нежели в прошлом году.
Конечно, сегодня существует программа комплектования армии по контракту, и работа в данном направлении ведется значительная, но такие меры могут лишь частично покрыть существующий дефицит. Что касается женщин, то сейчас они все чаще поступают в высшие военные учебные заведения. Конечно, выбирают специальности, не связанные с физической силой, но с учетом того, что армия становится все более интеллектуальной, на вооружение берутся высокие технологии, от них этого и не требуется. Некоторые законодатели выходили с предложением призывать женщин в армию, но пока нормативных документов на сей счет не принято.
— Одной из самых значимых перемен в армейской действительности за последнее время стало сокращение срока службы солдат-срочников до одного года. Сейчас уже можно сказать, что преследуемые цели, в том числе искоренение дедовщины, были достигнуты?
— Бояться армии стали меньше. В частях серьезно работают органы надзора, в том числе прокуратура. Командиры частей пристально следят за дисциплиной. Мне на самом деле кажется, что ситуация стала меняться, и в армии царит более здоровая атмосфера. Прямым подтверждением тому служит и тот простой факт, что уже три года в моей приемной нет граждан — отцов, матерей, бабушек, дедушек — с жалобами на то, что их детям в армии плохо, их обижают.
Если появляются конфликты с сослуживцами, солдат должен говорить об этом командиру, ставить в известность общественные организации, такие как комитет родителей военнослужащих. Нужно понимать, что армейская часть — это не изолированный от внешнего мира клочок земли, сейчас все они открыты, и их повседневные будни прозрачны.
К армии внимание общественности приковано постоянно, поэтому любая проблема, как бельмо, всегда на виду. Да, бывают трагические случаи, виной которым пресловутый человеческий фактор. Где-то кто-то недоглядел, недодумал, отнесся к своим обязанностям и человеческим жизням спустя рукава. Я ни в коем случае не оправдываю такую безалаберность. Но если приводить объективные сравнения, то стоит задуматься вот о чем. Ежемесячно я получаю данные из ЗАГСа о том, сколько ребят гибнет по самым разным причинам — в дорожно-транспортных происшествиях, пьяных разборках. За всю афганскую и чеченскую кампании мы не потеряли столько молодых рыбинцев, сколько за месяц мирной жизни. Как ни крути, но в армии каждый человек находится под присмотром командира, который несет ответственность. Был случай, когда срочники замерзли в аэропорту по пути в часть. Сразу же после этого факта вышло предписание переодевать солдат в теплое обмундирование прямо на сборных пунктах военкоматов.
— Тем не менее такие случаи влияют на количество уклонистов…
— По опыту работы могу сказать, проблема уклонистов — это проблема их родителей. Любопытный факт, порядка 30% уклонистов воспитываются одинокими мамами. По сути, парням в современных семьях не хватает твердой отцовской руки, примера активной жизненной позиции, в том числе и в отношении к отдаче долга перед Родиной.
Чтобы объяснить родителям реалии современной армии, мы постоянно проводим встречи, на которые приглашаем и солдат-срочников.
Мне, полковнику, лицу официальному, родители могут и не поверить, но когда перед ними стоит мальчишка и просто рассказывает о своем армейском житье-бытье, у людей меняется отношение. Современная армия — это не какие-то застенки, сегодня условия службы солдата намного облегчены. Некоторые родители, услышав про усиленное питание и послеобеденный тихий час, сравнивают службу с пионерлагерем.
— А что мешает полностью перейти на контрактную основу и решить тем самым проблемы, сопутствующие срочной службе?
— Перейти на контрактную службу полностью сегодня не позволяет экономическая ситуация в государстве. Поэтому смешанный тип комплектования пока остается наиболее оптимальным вариантом. Кстати, по такому же принципу формируются вооруженные силы большинства стран мира.
— Сейчас вновь встал вопрос об изменении порядка предоставления отсрочек от армии студентам высших учебных заведений…
— Ректор Баумановского университета выступил с инициативой, чтобы студенты во время учебы проходили военные сборы в высшем учебном заведении. Министр обороны его доводы выслушал, и эта тема будет прорабатываться. Честно говоря, не особо понимаю смысл этого начинания. Студентам вузов, равно как и аспирантам, сейчас в любом случае предоставляется отсрочка от службы в армии, а защитившие кандидатскую диссертацию вообще освобождаются от призыва. Окончательную точку в вопросе призыва молодых ученых поставят аналитики.
— Мы много говорим о молодых людях, которые защищают нашу страну сейчас, но военкоматы вплотную занимаются и проблемами ветеранов…
— Перед каждым военнослужащим, уволившимся в запас, государство имеет определенные обязанности по предоставлению льгот, обеспечению жильем, пенсией. Этой работой военные комиссариаты занимаются на местах.
Много сил положено и на то, чтобы воздать память погибшим в Великую Отечественную войну. Порядка 11 тысяч рыбинцев пропали без вести в те роковые годы, и хочется сказать большое спасибо участникам поисковых отрядов, которые ежегодно поднимают из земли останки наших земляков. Военкомат сообщает родственникам места захоронений, мы передаем награды, которых когда-то были удостоены отцы, братья, мужья и сыновья, не вернувшиеся с войны. Стоит ли говорить, какие эмоции испытывают люди, спустя столько лет получившие весточку о своих близких.
То время стало трагедией всего народа. Сейчас действие той прививки безопасности, которую в свое время сделала война, на которой выросли несколько поколений, понимавших, насколько хрупок окружающий мир, закончилось. Сегодня мы не понимаем всей опасности и не готовимся к ней должным образом. Нужно в корне менять отношение к армейской службе, чтобы у ребят, идущих служить, в душе появилось желание сделать все от них зависящее, чтобы события семидесятилетней давности не повторились.