С 1 апреля в России введена административная ответственность за управление транспортом без тахографа (контрольного устройства для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя) или с неисправным прибором. Такими приборами в обязательном порядке должны быть оснащены пассажирские автобусы (от восьми человек) междугороднего и международного сообщения, а также грузовики массой от 3,5 тонн, используемые для перевозки грузов. Как обстоят дела в Рыбинске?
Каждое второе ДТП с участием автобусов в регионе произошло по вине водителей. В Рыбинске факты аварий с «уставшими за баранкой» тоже на слуху. Инспекторы ГИБДД приводят в качестве примера случай, когда виновник столкновения — водитель автобуса — находился за рулем более двенадцати часов подряд. Поэтому, с одной стороны, из соображений безопасности требования по установке тахографов кажутся вполне закономерными, а с другой — как снег на голову.
«Некоторые водители, которых мы останавливали, думают, это шутка такая первоапрельская. Но какие тут шутки?» — разводит руками старший госинспектор ГИБДД Алексей Волков.
С 1 апреля в КоАП введена статья 11.23, которая предусматривает ответственность граждан и должностных лиц за управление транспортными средствами определенных категорий без тахографа или с неисправным прибором. Сюда вошли пассажирские автобусы (от восьми человек), следующие в междугороднем и международном сообщении, и грузовики массой от 3,5 тонн, используемые для перевозки грузов. Автобусы, курсирующие по городу и пригороду, в этот список не включены.
Для тех, кто подпадает под «тахографическую» категорию, штрафы за нарушение установлены весомые. Например, за управление без тахо-графа гражданам грозит штраф от 1 до 3 тысяч рублей, должностным лицам — от 5 до 10. За нарушение режима труда и отдыха водителя — от 1 до 3 тыс. руб. Инспектор на дороге составляет протокол и направляет документы на комиссию, а санкцию выносит непосредственно начальник ГИБДД. Если водитель иногородний, то по его желанию протокол для рассмотрения может быть направлен по месту регистрации транспортного средства.
По данным на конец прошлой недели, сотрудниками ГИБДД было составлено шесть протоколов за правонарушения, связанные с тахографами. Показательно, что «штрафную» статистику целиком составляют водители грузовиков, среди водителей автобусов нарушителей не выявлено. «Им это просто не выгодно. Все крупные рыбинские перевозчики — ГУП «Рыбинское ПАТП-3», МУП «ПАТП-1», более мелкие частные организации, которые возят пассажиров в Москву, уже давно оснастили свой транспорт тахографами. Иначе им попросту не высадить пассажиров на вокзале в столице», — поясняет Алексей Волков.
В общем и целом пассажирские перевозчики к переменам оказались готовы. Например, из 44 автобусов ПАТП-3 тахографами оборудовано 18 — те, которые следуют по межгороду. По словам директора предприятия Сергея Соколова, часть парка оснащена аналоговыми тахографами (старого образца), часть — цифровыми. Но и они не соответствуют новейшим требованиям. «Тахограф — удовольствие недешевое. Сейчас прибор с установкой обойдется в 47-49 тысяч рублей. Для предприятия это ощутимые траты. Однако в течение двух лет, до 2015 года, придется еще раз потратиться. Приказ Минтранса № 36 от 13 февраля 2013 года ужесточил требования к самим приборам. По новым правилам в тахографе обязательно наличие так называемого блока СКЗИ (средство криптографической защиты информации). В результате подорожает и без того не дешевый прибор тысяч на пятнадцать».
Однако дело даже не в цене. На сегодняшний момент тахографы, соответствующие требованиям этого приказа, приобрести попросту невозможно. Единственное в городе предприятие, имеющее допуск на проведение работ по установке тахографов, — это ПАТП-3. Казалось бы, спасибо нужно сказать законодателю, открывшему такую золотую жилу. Теперь заказы и деньги рекой потекут. Но нет. «Люди интересуются, было уже порядка ста обращений, — комментирует Сергей Иванович. — Спрос есть, но нет самих тахографов. Завод-изготовитель пока не отпускает нам эти приборы, у них период сертификации. Весь апрель, получается, — коллапс. Выпуск партии ожидается только в конце месяца. Так что пока мы формируем базу данных, копим очередь».
Но так или иначе, закон вступил в силу и будет обкатываться на наших дорогах. Так что можно делать квадратные глаза и удивляться при встрече с автоинспектором, либо записаться в хвост очереди на тахографы, либо закрыть предприятие и заняться чем-то другим.