Темы 17 апреля 2013 10:06

Человек как абсолютная ценность

К 2025 году Ярославская область должна войти в двадцатку лучших регионов России по уровню экономического развития и в десятку — по качеству жизни людей. Такую цель ставит Концепция социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года.

DSC03126Задача эта, мягко говоря, амбициозная. Почему — мягко говоря? Потому что такие амбиции должны быть подтверждены воистину самоотверженным трудом. Не героическим рывком, не судорожными действиями по исправлению ситуации. А постоянной и ежедневной работой, которая в любой отрезок времени может быть измерена: а как она соотносится с теми целями, которые ставит перед Ярославской областью Концепция?

Впрочем, сама по себе Концепция — это своего рода меморандум, провозгласивший задачи, основанные на анализе прошлого. На базе этого многостраничного документа нужно создать Стратегию. И уже в ней будут прописаны все методы, принципы действия и рычаги достижения задуманного. Губернатор Сергей Ястребов назвал будущую Стратегию-2025 народной. Потому что чиновники намерены привлечь к созданию документа, определяющего развитие нашего региона, не только экономистов, финансистов и специалистов в области анализа и прогноза. Они надеются, что к обсуждению Концепции и созданию Стратегии подключится население.

И, похоже, дело это не безнадежное. В любой области нашей жизни найдутся специалисты, готовые высказать свое профессиональное мнение. Врач — как улучшить сферу здравоохранения, учитель — сферу образования, предприниматель — сектор малого бизнеса, промышленник — среду развития экономики. В конце концов, мы все заинтересованы в том, чтобы жить лучше. А значит, и задачи, поставленные Концепцией, не волновать нас не могут.

Документ пока содержит минимум конкретики. Более того, муниципальные образования в нем упоминаются редко. Даже наш промышленный Рыбинск. Почему?

— Потому что Концепция — как мозаика, которая состоит из многих смальт. Нужно разобрать ее до самых мелких деталей, и тогда появится конкретика: города, деревни, сферы экономики, — говорит глава Рыбинска Юрий Ласточкин.

— Юрий Васильевич, все-таки как можно привлечь население к обсуждению будущей Стратегии?

— Вот так, разбирая на смальты. Каждый может найти ту часть документа, в которой он считает себя экспертом. Я, например, знаю, что нужно делать в начальном и среднем образовании, отнесенном к муниципальным полномочиям. Реструктуризация образования в Рыбинске, которой администрация занимается третий год, многому нас научила. И мы на опыте убедились, насколько были правы, объединяя школы, укрупняя коллективы, выделяя деньги на капитальные ремонты. Только в расходах тепловой энергии мы уже сегодня имеем экономию почти в два раза! Не говоря о прочих преимуществах. Но никто еще даже не приступал к работе над профессионально-техническим образованием, которое относится к сфере полномочий субъекта федерации.

— Чем вызвано ваше желание что-то менять в системе профессионального образования?

— Ситуацией на рынке труда, которую можно назвать драматической. Причем характерна она не только для Рыбинска. Я общаюсь с руководителями предприятий, инвесторами, и все говорят об остром дефиците квалифицированных кадров. Уже сегодня потребность в рабочих в Рыбинске — более двух тысяч. Если ничего не предпринимать, через несколько лет дефицит увеличится в несколько раз. Конкуренция за квалифицированные кадры, с одной стороны, ведет к увеличению средней заработной платы в промышленности, что на первый взгляд является положительным моментом. Но с другой — к перераспределению ресурсов предприятий в сторону затрат. Оборотные средства, прибыль, которую можно было бы инвестировать в модернизацию производства, предприятия тратят на оплату труда, которая в результате становится искусственно завышенной. Объемы производства в Рыбинске растут медленнее, чем уровень заработной платы. Это значит, что предприятия «проедают» деньги.

— Мы говорим о дефиците рабочих, при этом многочисленные ПТУ выпускают ежегодно специалистов сотнями.

— Посмотрите, кого они выпускают. Строительное ПТУ готовит рекламных агентов, авиационный колледж — юристов, речное училище — менеджеров. А в это время на строительство завода «Русские газовые турбины» в Рыбинск привозят пятьсот иногородних рабочих. Судостроительные предприятия нанимают рабочих с Украины. Специалистов в кабельном производстве ищут по всей России. Парадокс: в Рыбинске два достаточно успешных предприятия выпускают кабельную продукцию, и еще два аналогичных работают в Угличе. Но ни одно училище не обучает для них работников. Предприятия вынуждены строить общежития для того, чтобы привлечь из-за пределов Рыбинска квалифицированных рабочих. Нужны фрезеровщики, операторы станков с ЧПУ, водители сложной техники, а не специалисты в банковском деле, окончившие ПТУ.

— Но очевидно, не просто так училища закрыли обучение по рабочим специальностям. Дети не хотят становиться слесарями и токарями, они хотят работать банкирами и госслужащими.

— Да, рабочие профессии потеряли престиж. Его надо поднимать. С помощью зарплат, социальных благ, условий учебы и работы. Надо реструктуризировать всю систему профессионально-технического образования, озаботиться материальной базой училищ, состоянием зданий, которые они занимают. Сегодня многие предприятия начинают открывать свои учебные центры, нанимают лучших мастеров для обучения и платят им большие деньги. Это вынужденные шаги не от хорошей жизни. Я уверен, что большинство заинтересовано в организации помощи училищам в приобретении учебного оборудования для того, чтобы в будущем гарантированно получить квалифицированные рабочие кадры.

Если мы хотим иметь развитую экономику, hi-tech производства, внедрять современные технологии, если мы стремимся привлечь в Ярославскую область инвестиции, нам необходимо заниматься подготовкой кадров. Кадровый потенциал региона является одним из преимуществ при выборе объекта инвестирования. В этой конкуренции побеждают территории с более качественным трудовым ресурсом.

— Но даже подготовив специалиста в рыбинском профессиональном училище, мы не гарантированы от того, что он уедет в другой город.

— Поэтому проблему кадров необходимо решать комплексно. Здесь основную роль играют муниципальная и региональная власти. Это строительство социального жилья, общежитий, развитие инфраструктуры в широком понимании: открытие детских садов и школ, модернизация коммунального хозяйства, сферы обслуживания, культуры, досуга, спорта. Это организация современных рабочих мест, а значит, привлечение инвестиций, открытие новых предприятий и модернизация существующих. Люди для региона обладают абсолютной ценностью. И любые концепции развития и стратегии действий должны строиться вокруг человека и его благополучия.

Мы все понимаем, что человек ищет более комфортное место для жизни, более высокооплачиваемую работу. Нам трудно бороться с Москвой и Московской областью, где зарплаты у всех категорий работников выше, чем в Рыбинске, в два и более раза. Значит, нам нужно искать и развивать свои уникальные преимущества. Например дорожный трафик. Взамен часов, проведенных в московских пробках, мы можем предложить скорость передвижения: в Рыбинске за двадцать минут можно доехать до любой точки города. За полчаса можно выехать на дачу, в лес, на Волгу и Рыбинское водохранилище. Добавив к этому развитую социальную и культурно-досуговую инфраструктуру, мы получим огромное преимущество перед Московским регионом.

— Все как всегда упирается в деньги. Концепция ставит задачу к 2025 году достичь объема валового регионального продукта в размере одного триллиона рублей при нынешних трехстах миллиардах. Это реально?

— Реально все, если по-настоящему работать. Сегодня объем отгруженной продукции всех рыбинских крупных предприятий — около 50 миллиардов рублей — сумма, ничтожно маленькая для нашего города. Но власть может повлиять и на этот процесс. Мы привлекаем инвестиции в строительство новых заводов, торговых центров, спортивных сооружений, мы строим детские дошкольные учреждения, мы занимаемся развитием коммунальной инфраструктуры Рыбинска. Два новых современных производства увеличат объем продукции на десятки процентов, а хорошие условия жизни в городе остановят отток населения и привлекут к нам высокопрофессиональные кадры.

У нас достаточно нереализованных возможностей. Слишком мало людей задействовано в сфере малого бизнеса, не велика доля производственных предприятий, тех, что производят добавленную стоимость. При этом зачастую раздуты штаты организаций, которые ничего не производят. Это относится и к муниципальной сфере, где законы эффективности те же, что и во всей экономике. Я сторонник той организации работы, где рационально небольшое количество людей получают высокую зарплату. Конечно, при условии высокоэффективного труда. Даже в таких чувствительных социальных сферах, как образование и здравоохранение, нужно думать об эффективной реструктуризации.

Из разряда нереализованных возможностей — энергосбережение. Пока мы о нем больше говорим, чем делаем. По сути, мы находимся на начальном этапе, реализуя отдельные проекты. Понятно, что для того, чтобы экономить завтра, деньги нужно вложить сегодня. Причем, деньги немалые. Мы все равно рано или поздно придем к необходимости вкладывать средства в генерацию тепла, модернизацию старых коммунальных систем, которые эффективностью не страдают. По сути, мы выбрасываем деньги на ветер и отапливаем воздух, а нам нужно научиться разумно расходовать каждую калорию тепла, каждый ватт электроэнергии для того, чтобы иметь в будущем средства на развитие.

Работу по энергосбережению я предлагаю выделить таким же основным приоритетом будущей Стратегии, как модернизация дошкольного, школьного и профессионального образования.

— А как вы относитесь к созданию агломерации в составе Ярославля, Рыбинска, Тутаева, Ростова, Гаврилов-Яма?

— Этот проект находится в общемировом тренде укрупнения территорий. Но думаю, произойдет это не скоро. Сколько лет нам понадобится на то, чтобы построить хорошие дороги? А это лишь одно обязательное условие в наборе требований агломерации. Сегодня даже трасса от Рыбинска до Ярославля не выдерживает критики. А дороги внутри областного центра! Они вызывают устойчивое желание поделиться с Ярославлем средствами дорожного фонда! Для создания агломерации городов нам, конечно, еще очень много предстоит сделать. Но если мы не будем ставить перед собой амбициозные задачи, мы никогда ничего не достигнем.

Укрупнение территориальных образований — более конкретная работа. Она решит проблемы наличия лишних бюрократических надстроек, поможет минимизировать бюджетные расходы. Объединив образования на уровне самоуправления, мы получим более эффективные территории, где каждый населенный пункт сможет организовать жизнь населения с наименьшими усилиями при лучшем результате. Поэтому не стоит опасаться тенденции ликвидации неэффективных деревень. Сколько их умерло без нашего участия? Сотни? Тысячи? Думаю, нам нужно не героически ломать барьеры, тратя при этом огромное количество сил и денег, а использовать мировые и российские тренды на свое благо.

— Одним из приоритетов в развитии Ярославской области Концепция предлагает туризм. При этом доля туризма в валовом региональном продукте составляет всего 2,2 процента.

— Для Ярославской области туризм действительно может стать приоритетом. Такие города, как Мышкин, Углич, Ростов, от туризма получают существенные бюджетные доходы. Чего нельзя сказать о Рыбинске. Но я рассматриваю туризм как комплекс мероприятий, которые помогают городу позиционировать себя на российском и мировом рынках. Если говорить просто, то последовательность такая: люди приезжают в Рыбинск, получают положительные впечатления, делятся ими с друзьями, партнерами по бизнесу. Если им нравится наш город, они вполне могут открыть здесь бизнес, переехать на постоянное место жительства. Туризм — это целая отрасль экономики, которая развивает сферу услуг, гостиничный, ресторанный бизнес, требует от власти улучшения дорог и так далее. С учетом мультипликативного эффекта вклад туризма в валовой региональный продукт выше в два-три раза.

— Судя по разговору, Концепция вам нравится.

— Нравится или не нравится — это не те слова, которыми можно охарактеризовать документ. Разработчики Концепции предложили на суд жителей Ярославской области анализ ситуации и точки приложения усилий для эффективного решения проблем и достижения целей.

Я считаю, что безусловным приоритетом будущей Стратегии-2025 должны стать люди — качество их образования, проживания, работы и отдыха. Это общие задачи. Теперь их надо разобрать до деталей и выработать план действий. При этом важно иметь реперные точки контроля, на которых основываетсяся шкала промежуточных измерений. Мы не можем себе позволить дожить до 2025 года и неожиданно выяснить, что цели не достигнуты. Мы должны постоянно контролировать исполнение программ и иметь возможность корректировать свои действия. Тогда наша Стратегия будет эффективной, сбалансированной и полезной людям, а Ярославская область войдет в двадцатку лучших регионов России по уровню экономического развития и в десятку — по качеству жизни населения.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме