— Мы разрабатываем специальное оборудование по заказу и производим продукцию по готовым чертежам, — рассказывает генеральный директор РЗСМ «Мегатон» Сергей Дядин.
Сергей Дядин работает на предприятии с 2007 года. Прошел все должности в руководстве — технический директор, директор по производству, главный инженер. Сегодня он отвечает за организацию всего рабочего процесса РЗСМ «Мегатон». Очевидно, процесс этот идет нормально. По нынешним временам шум станков и запах резаного металла ценятся высоко.
В цехе «Мегатона» действительно шумно. Звук работающих станков слышен в кабинетах руководства. Он возбуждает воображение и требует ответа: что здесь производят?
— Специальные машины и нестандартное оборудование, — рассказывает Сергей Дядин. — Уникальную продукцию, существующую в единичных экземплярах. Но такие заказы искать трудно. И мы налаживаем серийное производство.
Среди уникальной продукции «Мегатона» — навесное оборудование для пересадки деревьев и уборки улиц, линии для производства строительных сендвич-панелей — железобетонных, полистиролбетонных, металлических и комбинированных, конвейеры и скороморозильные камеры.
Конструкторско-технологические разработки и нестандартное оборудование «Мегатона» предназначены для радиостроения, энергетической, авиационной, автомобильной, пищевой, лесной, коммунальной, строительной и других отраслей промышленности и экономики.
Серийное производство — это договоры с российским ЗАО «Агротехмаш» на производство узлов для комбайнов Terrion, которое налажено в Тамбове совместно с Германией. Поскольку тамбовский завод «Агротехмаш» производит до четырех тысяч машин в год, рыбинский «Мегатон» будет обеспечен работой по изготовлению узлов и деталей.
Еще одно перспективное направление — это долгосрочное сотрудничество с ЗАО «Фирма «Союз-01», крупнейшим в России предприятием по разработке и изготовлению энергетической арматуры для атомных и тепловых электростанций, газовой и нефтехимической промышленности. В Рыбинске на «Мегатоне» размещен заказ на производство запорно-клапанной арматуры для фирмы «Союз-01».
— Кроме этого, мы работаем со многими предприятиями Рыбинска: «Рыбинсккабель», «Рыбинскэлектрокабель», «Волгаэро» и другими, — рассказывает Сергей Дядин. — Сейчас ведем переговоры о долгосрочном сотрудничестве с НПО «Сатурн» по изготовлению авиационных деталей.
Постоянные договоры на серийное производство обеспечивают предприятию стабильность и позволяют работать над перспективными образцами уникальной продукции. Помимо навесов для пересадки деревьев, линий для изготовления строительных сендвич-панелей и прочих уже освоенных изделий, на «Мегатоне» обдумывают производство мини-гаражей. Эти небольшие постройки размером с два стандартных гаража могут устанавливаться во дворах и вмещают по восемь машин.
— Мы посмотрели японскую конструкцию, но решили, что гараж на пять машин — это для России мало, — рассказывает Сергей Дядин. — Наш гараж трехэтажный, первый этаж находится под землей. Машины в нем располагаются по принципу детской игры «пятнашки» — девять мест, из них одно всегда свободное. Гараж не займет много места во дворе многоэтажных домов и поможет решить проблему парковки.
Дядин говорит, что этим гаражом уже интересуются. Но в основном не готовым изделием, а конструктор-скими решениями. А это для России беда — авторские права на разработки можно быстро потерять вместе с бизнесом. Может быть, поэтому не складываются отношения с иностранными производителями. По крайней мере, начавшиеся оптимистично переговоры с германскими предприятиями закончились ничем. Хотя ценообразование в Рыбинске для немцев казалось выгодным.
— Думаю, они уже обожглись на Китае, где предоставление чертежей ведет к тому, что китайцы открывают свое производство, — рассуждает директор. — Зарубежные фирмы опасаются сотрудничать и с Россией, предпочитая поставлять сюда готовые изделия.
Китай подрывает и российских производителей. Дешевые, но ненадежные китайские продукты заполонили рынок. Дядин считает, что отчасти виновно в этом отсутствие жестких установок на охрану труда и защиту экологии в малом бизнесе:
— Любая проверка закроет китай-скую производственную линию, из которой торчат электропровода под напряжением. Важно, чтобы такая проверка была организована, тогда предприятия начнут думать в первую очередь не о ценообразовании, а об охране труда.
Аналогичная история и с экологией. Штрафы за загрязнение окружающей среды высокие, но они не останавливают сельхозпроизводителей в использовании в удобрении навоза. Тем временем на «Мегатоне» разработали машину по утилизации биоудобрений. На выходе из нее можно получать сухое и абсолютно экологически чистое удобрение и газ метан, который используется как топливо для тракторов и газотурбинных установок. Однако низкая стоимость сегодня является определяющей при выборе продукта.
— В рынок с новыми разработками войти очень сложно, — говорит Сергей Дядин. — Можно придумать гениальное изобретение, но его цена станет непроходимым барьером на пути к покупателю.
Дядин не говорит о лоббировании интересов отечественного металлообработчика. Но подразумевается, что любая страна должна бы интересоваться, как живет производитель на ее просторах. А живет он сам по себе. Не пользуясь ни программами поддержки малого бизнеса, ни банковскими кредитами. По крайней мере, директор «Мегатона» считает, что в нашей экономике кредитоваться не выгодно. И даже опасно. После уплаты налогов и кредитных процентов может оказаться, что работать уже негде.
Объем производства «Мегатона» позволяет рассчитывать на собственные ресурсы. Ежемесячный оборот предприятия — 3,5-4,5 миллиона в месяц. Здесь, в цехе площадью 6,5 тысячи квадратных метров, работает больше ста человек. Здесь стоят станки и оборудование, которые позволяют осуществлять полный технологический цикл, от заготовительного производства до изготовления заказов машиностроительного профиля практически любой сложности. Здесь есть механический, сборочный, гальванический, термический участки, станочный парк с ЧПУ, установки плазменной и лазерной резки металла.
— В связи с увеличением объемов работ мы намерены дополнительно увеличить и штат работников, — говорит Сергей Дядин. — Нам нужны рабочие, квалифицированные и дисциплинированные.
…Сколько в Рыбинске цехов, которые когда-то были наполнены шумом станков, а сегодня рушатся от отсутствия применения? Сколько бывших заводов встало и уже никогда не продолжило работу? А здесь, в бывшем КБ «Гюйс», каждый квадратный метр используется с выгодой. И в «Мегатоне» не только производят, но и мечтают о том, что конструкторские разработки рыбинских специалистов однажды найдут применение. Гаражи-«пятнашки» встанут в местных дворах, на полях начнут использовать переработанные удобрения, а трактора будут заправляться метаном — газом, который для сельского хозяйства может оказаться бесплатным приложением к заботе об экологии.