Слово «пасха» в переводе с еврейского означает «избавление», «исход». Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление через Христа всего человечества от рабства дьяволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Празднуют исход от небытия к бытию, от ада на небо, от смерти и тления, приобретенных первыми людьми Адамом и Евой в результате грехопадения, к бессмертию, которое и является первоначальным и естественным состоянием человека.
Пасха — это исход человеческой жизни через восстание Христово из мертвых к ее началу — вечной жизни. По важности благодеяний, полученных нами через Воскресение Христово, Пасха является праздником праздников и торжеством из торжеств, почему и богослужение её отличается величием и необычайной торжественностью.
Почему Бог именно так спасает нас — через воплощение в человеческом теле и страшную крестную смерть? Ответ на вопрос, который задают себе многие верующие, невозможно логически понять и объяснить, скорее, надо почувствовать, как все то важное, что касается каждого из нас. Любой верующий скажет: «Господь дал человеку жизнь, для того чтобы тот изменился, стал лучше, чем был». И несмотря на то, что после всем известных событий человек отошел от божественной благодати, Господь его своей любви не лишает, а, наоборот, усиливает ее и дает возможность человеку своим трудом, своей волей освободиться не от самого греха, а от желания грешить. «Кто не без греха?» — этот вопрос звучит из глубины веков. И ответом на него в мире людей служит молчание. Даже люди, беззаветно служащие Богу, случается, падают на своем нелегком пути. Что уж говорить об обыкновенных смертных?
«Правильнее было бы спросить — что мы все получаем от того, что Бог в образе человека пришел на землю. Воплотившись таким образом, Господь делает то, что не сделал сам человек — побеждает искушения, которым поддался Адам в раю — «похоть плоти, похоть очез и гордость житейскую». Таким образом, страдания и искушения, которые посылаются человеку, это не расплата за грехи, как думают многие, а средство для того, чтобы стать лучше, чище, увидеть свою духовную силу в сотрудничестве с Богом или узреть свою немощь без его благодатной помощи. Поэтому зачастую люди страдают не за что-то, а для чего-то. Если с человеком это происходит, то первый вопрос, который он должен задать и, что немаловажно, получить для себя ответ — «Для чего мне это, Господи?», попросить Бога подсказать путь, по которому он должен идти, чтобы не обладало им никакое беззаконие», — рассказал штатный священник Спасо-Преображенского собора, протоиерей Дионисий Растопчин.
Мир, терпение, умение видеть в ближнем человека, принимать волю Божию, прощать бесконечное количество раз — все это постиг Иисус за свою краткую земную жизнь. То же самое предстоит и каждому из нас. Труд тяжелый, и далеко не все с ним справляются. Подставить вторую щеку, когда одна уже и так горит от, казалось бы, незаслуженного удара, сложно, а порой почти невозможно. Но человек в библейской философии подобен зерну, которое может пролежать в целости и сохранности долгие годы, но не принести никакого плода, или же упасть в землю, фактически погибнуть, но при этом дать жизнь чему-то новому, а точнее -воскреснуть. Пусть Пасха станет еще одним поводом задуматься, какой путь для вас ближе.
Воскресение Христово — суть православной веры. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», — обращается к христианам апостол Павел. Однажды он проповедовал в Афинах. Жители города, с древних времен славившиеся своим любопытством ко всему новому, казалось, готовы были слушать Павла… Он говорил им о Едином Боге, о сотворении мира, о необходимости покаяния, о явлении в мир Иисуса Христа. Афиняне с интересом слушали апостола до тех пор, пока он не начал говорить о воскресении. Услышав об этом невероятном факте, они стали расходиться, с сарказмом бросив Павлу: «Мы послушаем тебя в следующий раз». Рассказ о воскресении Христа показался им нелепостью.
Но ведь в проповеди Павла было главным именно то, что Христос воскрес из мертвых.
Христос победил смерть. Своей смертью и воскресением Он привел к жизни каждого, для кого событие, произошедшее в погребальной пещере, является фактом неоспоримым и воспринимается так близко, что становится фактом его собственного воскресения. «Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4:14).
Значение воскресения Христа для человечества делает Пасху самым значительным торжеством среди всех других праздников — Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств.
Ночное пасхальное Богослужение пронизано оптимизмом. Каждое чтение и песнопение вторит словам огласительного слова святителя Иоанна Златоуста, которое читается уже тогда, когда за окнами православных храмов просыпается утро: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?»
Христос победил смерть. За трагедией смерти следует триумф жизни. После Своего воскресения Господь всех приветствовал словом: «Радуйтесь!». Смерти больше нет.
Эту радость апостолы возвестили миру. Эту радость они назвали «Евангелием» — благой вестью о воскресении Христа. Эта же радость переполняет сердце человека, когда он слышит: «Христос Воскресе!», и она же отзывается в нем главными словами его жизни: «Воистину Воскресе Христос!»
В старину праздник разливался по всей Руси, его встречали и в Кремле, и в самом бедном доме. Иностранный путешественник в своей книге о России, вышедшей в Лейпциге в 1620 году, писал: «По всем городам и деревням страны, на всех больших и малых улицах русские ставят несколько тысяч бочек и котлов с вареными вгустую яйцами, окрашенными в красный, синий, желтый, зеленый и разные другие цвета, а некоторые из них позолоченные и посеребренные.
Прохожие покупают их, сколько нужно кому, а ни одного яйца не берегут для себя, потому что во всю Пасху все люди, богатые и бедные, дворяне и простолюдины, мужчины и женщины, парни и девушки, слуги и служанки, носят при себе крашеные яйца, где бы они ни были, куда бы ни шли, а при встрече с кем-нибудь, знакомым или незнакомым, здороваются, говорят: «Христос Воскресе!», а тот отвечает: «Воистину Воскресе!», и дают друг другу яйца, целуются и ласкаются между собою, а потом каждый идет своей дорогой, пока не повстречается опять с кем-нибудь и не исправит такого же обряда, так что иногда тратит до 200 яиц в день.
Они так свято и крепко держатся этого обычая, что считают величайшею невежливостью и обидой, если кто, повстречав другого, скажет ему вышеупомянутые слова и даст ему яичко, а этот не возьмет и не захочет поцеловаться с ним, кто бы он ни был, княгиня ли, или другая знатная женщина, или девица. Они делают это 14 дней кряду».
Что и говорить, умели наши предки встречать праздник! По обычаю в пасхальные дни посылались и разносились дары бедным и неимущим, родственникам и совсем не знакомым людям в богадельни, сиротские приюты, больницы и тюрьмы. Не обделялись и нищие странники — ведь в народе говорили, что «от Пасхи до Вознесения странствует по земле Христос с апостолами, испытывая милосердие и доброту каждого».
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Дорогие земляки, братья и сестры, сердечно поздравляю всех вас с великим праздником
Святой Пасхи! Надеюсь, что сердца ваши в этих словах пасхального приветствия услышат и победную весть, и призыв к радости, и приветствие любви, и пожелание мира.
Воскресение Христово каждому верующему человеку дает надежду прийти к Невечернему Свету жизни вечной, ибо это не только центральное событие Священного Писания, но и основа веры каждого христианина, который однажды почувствовал, что Пасха Господня лично ему указывает его собственный путь к Небесному Граду. И на этом пути, который есть наша жизнь, всё, что случается с нами, мы должны принимать либо как лекарство для исцеления души, либо как средство, способствующее нашему укреплению и совершенствованию. И если бы все мы научились жить по христианским законам — законам нравственности, взяли бы на себя обязанность поступать по совести, — это принесло бы пользу всему нашему обществу, городу и краю, в котором живем.
Обращаясь в этот светлый праздник к прихожанам и священству Рыбинского края, я хотел бы сказать, что всем нам предстоит еще многое сделать. Наша задача в том, чтобы объединиться вокруг богослужебной жизни, нести наше христианское служение вместе, подавать добрый пример всем тем, кто только приходит в храм.
Как сказал наш земляк, выдающийся православный проповедник, протоиерей Родион Путятин, служивший некогда в Спасо-Преображенском соборе Рыбинска, «оживимся настоящим торжеством, обнимем друг друга, ненавидящим нас простим все для Воскресшего, и будем устами и сердцем воспевать: Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
Епископ Рыбинский и Угличский Вениамин