Эксперты, работающие сейчас над версиями политик «Стратегии-2025», утверждают, что именно минувший год стал переломным в понимании того, куда и как должна двигаться Ярославская область. Год окончательно вернул регион в число динамично идущих вперед и позволил наметить новые горизонты.
Важнейший показатель, влияющий на все сферы жизни, — темпы промпроизводства. Они подросли в прошлом году на 9,2 процента: 6-е место в ЦФО и 14-е в России. Объем сельхозпроизводства подрос на 5,8 процента, что позволило занять 7-е место в ЦФО и 10-е в РФ. Так что стенания по поводу «необратимых последствий кризиса» остались эмоциями. Хотя еще в 2009 году промпроизводство «съежилось» на пятую часть, а сводки о массовых сокращениях были привычным новостным хитом. Реальная заработная плата выросла на 8,1 процента и в коммерческом, и в бюджетном секторах. Снижался уровень официально зарегистрированной безработицы (с 2,1 до 1,7 процента за год). Доходы консолидированного бюджета области в 2012 году увеличились на 15,4 процента — до 50,4 миллиарда рублей.
Есть и еще прорывные факты. В 2012 году по сравнению с 2011 годом отдельные промышленные предприятия увеличили объемы продукции в несколько раз, например, «Верфь братьев Нобель» — в 8,5 раза. Новые перспективные производства были запущены на предприятиях «Русская механика», «Ярославль-Резинотехника», «Рыбинский завод приборо-строения». ОАО «Славнефть-ЯНОС» перешло на производство бензинов только высшего экостандарта Евро-5.
Все это позволило эффективно решать социальные задачи, ведь социально ориентированный бюджет немыслим без его пополнения новыми источниками. В Ярославской области в 2012 году опережающими темпами повышались зарплаты работникам бюджетной сферы — даже более быстро, чем предписывает майский 2012 года указ главы государства.
На повышение заработных плат бюджетникам в областном бюджете на 2013 год заложено 2,7 миллиарда рублей. Повышать зарплату учителям школ до уровня средней по региону начали уже с сентября 2012 года. По итогам ноября она составила 18,8 тысячи рублей — против первоначально планировавшихся 18,1 тысячи рублей. С 1 декабря работники дошкольных учреждений также получают повышенную зарплату. Очень важно, что повышение будет продолжаться всю трехлетку: каждый год индексация всем работникам всех бюджетных отраслей будет составлять 10 процентов. И это как минимум, поскольку есть хорошие перспективы повышения доходной части бюджета.
Здесь логичный отсыл к многочисленным инвестпроектам, «запущенным в производство» в 2012 году. Можно вспомнить Сочинский экономический форум, на котором делегация области заключила соглашений на 60 миллиардов рублей. В том числе в прорывных высокотехнологичных отраслях. Кстати, и рост зарплат бюджетников тоже дает эффект в виде более внушительных сумм подоходного налога.
Кстати, результативная работа правительства региона уже второй год подряд получает высокую оценку федеральной власти. Ярославская область вошла в число 25 субъектов РФ, получивших вознаграждение за работу над повышением доходной базы в 2012 году. Грант выделен постановлением премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и составил 290,6 млн. рублей.
И еще один экономико-социальный штрих. В регионе выправилась ситуация с вводом жилья. 461,4 тысячи квадратов — это 112,2 процента к уровню 2011 года. И это тоже превышение докризисных рубежей.
Если все так хорошо, то зачем же стратегия развития? Но жизнь-то требует ускорения. Есть новые ориентиры, обозначенные федеральным центром в 2012 году, есть мнение гражданского общества, которое невозможно игнорировать. Руководством к действию стали майские постановления Президента России: помимо упомянутого социального еще и блок экономических. Была разработана «Концепция социально-экономического развития региона до 2025 года», поставившая цель — войти в «топ-20» регионов с наибольшим ВРП и в «топ-10» по главному показателю дееспособности власти — качеству жизни людей. Эти цели и легли в основу «Народной стратегии Ярославии», как предложил назвать будущий результат коллективного творчества властей, экспертов и всех заинтересованных жителей губернии Сергей Ястребов.
— За минувший год нам удалось решить много проблем, но еще больше работы нам предстоит сделать. Только при согласованном и эффективном взаимодействии мы сможем находить конструктивные предложения и принимать нужные для области решения, — отметил губернатор на недавней встрече с членами думских фракций.
А представляя в феврале в региональном парламенте «Концепцию-2025», губернатор выразил эту мысль гораздо короче: «Давайте вкалывать!».
Риски, стоящие перед регионом, высоки. Эксперты, создавшие в прошлом году проект «Концепции-2025», ранжировали их. Чтобы достичь цели попадания в лучшую двадцатку, нужно выйти на рубеж в 1 триллион рублей ВРП к 2025 году. Для этого экономика региона должна расти темпами, в полтора раза превышающими среднероссий-ские. Однако пока темпы оставляют желать лучшего. С 2005 по 2020 год Ярославская область в рейтинге ВРП на душу населения опустилась с 29-го на 38-е место. Доля инвестиций в ВРП была в эту пятилетку на уровне лучших регионов (27 процентов), но темп роста ВРП отставал от среднего по РФ (3 и 4,4 процента соответственно). Застарелые проблемы инфраструктуры (дороги, ЖКХ, логистика) все больше тормозили многие начинания. Пойдет ли инвестор в регион, не обеспечивающий его проекты инженерными сетями? Общий вывод тревожен: область много работала над новыми проектами (туризм, энергетика, фармацевтика), но этого недостаточно, чтобы сломать тренд на медленный рост ВРП. Точнее, не столь быстрый, чтобы ответить на вызовы времени в условиях жесткой конкуренции за ресурсы с другими регионами. Иначе уделом региона станет «глотание пыли», поднимаемой другими.
В давно принятую «Стратегию социально-экономического развития до 2030 года» целевые показатели роста качества жизни заложены не были, да и планы развития ключевых секторов экономики носили декларативный характер. Все это потребовало ее решительной актуализации. «Стратегия-2025», по замыслу ее инициаторов, должна носить не «поправочный», а принципиально иной, прорывной характер.
В число семи главных приоритетов («движителей») экономики области на долгосрочную перспективу «Концепция-2025» называет:
— раскрытие производственно-интеллектуального потенциала, создание новых отраслей;
— взаимодействие с Московским регионом, поскольку Ярославль может стать точкой размещения высокодоходных столичных бизнесов;
— превращение Ярославской области в один из крупнейших туристических центров России;
— развитие интенсивного многофункционального сельского хозяйства;
— стимулирование строительной индустрии, в том числе отрасли массового строительства жилья эконом-класса;
— инфраструктурные проекты в сфере газификации, энергетики и дорожного хозяйства;
— грамотное и гибкое управление региональным и местными бюджетами.
Для создания «Стратегии-2025» было выделено девять главных направлений, по каждому из которых работают стратегические целевые команды (СЦК), в состав которых входят как представители органов исполнительной власти, так и представители от общественности, эксперты от высшей школы. Первые версии политик станут основой для всеобщего обсуждения. Для этого в конце мая начнет работу специальный сайт. А осенью появится первый вариант «Народной стратегии Ярославии-2025».
Как отмечал Сергей Ястребов, цели документа должны быть обязательно учтены уже при формировании бюджета области на 2014 год и плановый период 2015 — 2016 годов. Это будет первое практическое преломление нового курса Ярославской области.
306 миллиардов рублей составил валовой региональный продукт (ВРП) Ярославской области по итогам 2012 года. Это примерно на 12,5 процента больше показателя 2011 года.
По росту индекса промышленного производства (109,2 процента) Ярославская область по итогам прошлого года на 6 процентов превзошла среднероссийский показатель.
Инвестиции в экономику региона в 2012 году — на уровне 2011 года (свыше 70 миллиардов рублей). При этом объем иностранных инвестиций вырос в 8 раз, выйдя на рубеж в полмиллиарда долларов США.
В минувшем году в регионе было заявлено и реализовывалось 535 инвестиционных проектов общим объемом 265,5 миллиарда рублей, из которых 400 — без бюджетных вливаний.
Размер вознаграждения приемным родителям на ребенка: в возрасте до 12 лет — 7200 руб., от 12 до 18 лет — 8000 руб. Вознаграждение увеличивается на 3000 рублей за каждого ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, а также на 3000 руб. за воспитание хронически больного ребенка либо ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Размер единовременной выплаты при устройстве в семью опекуна: на первого ребенка — 3761 руб., на второго — 5015 руб., на третьего и последующих — 6268 руб.
Семьям, где родились одновременно двое и более детей, единовременная выплата 42720 руб.
Ежемесячная выплата при рождении третьего и последующего ребенка — 6387 руб. Пособие семьям, в которых есть дети в возрасте до 3 лет, не устроенные в детсад, — 4925 руб.
490 руб. — единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель).
13087 руб. — единовременное пособие при рождении ребенка.
Региональный семейный капитал, который разово выплачивается на третьего рожденного или усыновленного ребенка — 53400 руб.
Размер материнского капитала в 2013 году — 408960 руб.
Материал предоставлен ГАУ ЯО «Информационное агентство «Верхняя Волга»