3 года назад Иван Чугунов из Рыбинска купил норку. Нет, не роскошную шубку для жены – живого зверька американских кровей со сверкающими глазами-бусинками.
Шушик – покупка незапланированная. Иван спас животное от браконьеров, когда малышу было полтора месяца. К тому времени в доме уже жили два хорька Жужа и Степа.
— Люблю необычных животных, особенно куньих, — говорит хозяин. – Шушика брал, не зная, уживутся ли они вместе, но и оставить его на гибель не мог. Как домашнее животное норка только начинает осваиваться, и дикого в ней еще очень много. Поэтому, чтобы приручить строптивого зверька, важно взять его в возрасте не старше 3 месяцев.
Первое время Ивану пришлось нелегко. Шушик разрывал землю в цветочных горшках, кусался. Но норка обучаема, и если ей объяснять, что такое хорошо, а что такое плохо, толк будет. Память у нее отличная. Обидишь – припомнит обязательно. Веник, которым ее прогнали, изломает, тряпку раздерет на клочки. Поэтому главное в общении с норкой – терпение.
А потом сердобольный Иван не смог пройти мимо бездомного котенка – пушистая семья выросла снова. Шушик подружился с Жужей, иногда они даже спят вместе и котом Тошей – с ним смотрят в окно, а вот со Степой так и не поладил – чувствует в нем конкурента.
В квартире Ивана нет клеток – у животных полная свобода передвижения. У каждого есть свой уголок для сна, лоток и, конечно, игрушки. Шушик обожает те, что пищат и шуршат.
Норки гиперактивны и любопытны, и он – не исключение. Бег, прыжки, лазанье, плавание – для него не развлечения, а жизненная необходимость. Большое плавание в ванне или возня в тазике – значения не имеет, главное, чтоб каждый день. Так что поспать подольше хозяину не удается.
— В 5-6 утра эта компания меня будит, первый, конечно, Шушик – ему срочно надо поиграть со мной, искупаться и покушать, — рассказывает Иван. — Ластиться он не умеет, на руки обычно идет только на улице, дома чаще гуляет сам по себе или может только к холодильнику позвать, чтобы дали мясо.
Позвать – это полаять, попищать, поскулить. Еще в арсенале звуков, которые издает Шушик, – хрюканье, шипение и фырканье – их он демонстрирует, когда чем-то недоволен. А если почувствует агрессию – проветривайте помещение. Сама по себе норка не пахнет в отличие от тех же хорьков, но в момент опасности может преподнести сюрприз.
Норка – облигатный хищник. Ее рацион должен состоять из различного мяса. Именно хорошего сырого мяса, а не кашки с фаршем или обрезков от курицы. Обычная человеческая еда губительна для зверька.
Любимое лакомство Шушика – курица. Изредка он ест свежие огурцы, дыню и арбуз. Летом питание четырехразовое, зимой – двухразовое. На аппетит не жалуется, поэтому при норме в 1700 граммов американец весит 2500.
— Кости смалывает в порошок, настолько острые у норки зубы. При необходимости может убить даже небольшую собаку, а большую просто не подпустит к себе. Укус – 28 атмосфер, это практически как у бульдога. В дикой природе норка легко даст отпор волку или рыси. Маленьким Шушик часто прокусывал мне пальцы до кости. Но я сам виноват: приручают их в перчатках, а я брал голыми руками, хотел, чтоб он быстрее ко мне привык, — улыбается Иван.
При всей своей безудержной активности Шушик очень сообразителен и умен. В девять месяцев во время вечерней прогулки он сорвался со шлейки и нырнул под снег. Зима и мороз – его стихия, при минус 30 норка спокойно плавает в проруби. Иван искал друга пять дней и уже потерял надежду. А тот нашел дорогу домой сам и пришел прямо к подъезду. Теперь, по словам хозяина, даже если отнести его в лес, вернется.
Еще одно приключение случилось в кафе. Пока хозяин делал заказ, Шушик нырнул через щель под пол и уснул там.
— Надеялись, пока сидим в кафе, он выспится, но просыпаться он и не думал, даже когда мы начали разбирать половицу, – вспоминает Иван.
Конечно, диковинное пушистое создание становится объектом повышенного внимания везде. На прогулке прохожие просят сфотографироваться с Шушиком, погладить. Но это далеко не нежная кошечка. Чужого к себе не подпустит. Как верный пес, норка привязывается только к одному хозяину на всю свою жизнь – 10–13 лет. В дикой природе этот срок вдвое меньше и то, если повезет не попасться в руки браконьеров. Шушик оказался счастливчиком. Он стал другом, а не шубой.