Есть в нашей жизни дни, которые объединяют. И среди них 9 Мая, День Победы в Великой Отечественной. Участники войны — свидетели страшных лет жизни страны — не дадут нам забыть нашу историю. И памятники, Вечные огни, мемориалы, братские могилы. Все это останется даже тогда, когда ветераны уйдут. А они уходят стремительно. И уносят с собой память. Поэтому страшно за нас. За тех, кто остается и должен хранить эту ветеранскую память навечно для наших потомков.
Такая традиция
Так вот о вечности и памяти. Для того чтобы наши потомки знали российскую историю, приходится прилагать усилия. Ставить те же памятники, ухаживать за ними, беречь ветеранов и их воспоминания. И проводить праздники, украшать город, организовывать шествия и поздравления участников войны.
В этом году Рыбинск праздновал 9 Мая традиционно. И, наверное, это — самое главное. Хранить лучшие традиции не так просто, как может показаться. Яркие флажки на фонарных столбах, украшенные цветами клумбы, организация выступлений художественных коллективов — все это требует не просто усилий. Это стоит денег, которых хватает далеко не на все, что хочется.
Вот, например, сколько человек в Рыбинске вменили в вину местной власти отсутствие в этом году праздничного салюта? А если посчитать бюджет? Если подумать о том, что важно для ветерана — дневные торжества или вечерний фейерверк? Скажете — это важно для молодежи, которая и должна хранить традицию? И мы спорить не станем. Да, важно все: цветы, флаги, гирлянды, парады, салют. Но все это имеет значение лишь тогда, когда общество не только потребляет.
Увы, потребление (если можно применить его к торжествам) — единственный отклик, который находит праздник в душах горожан. С одной стороны — это нормально. Кто-то парады устраивает, кто-то их просто наблюдает. Но от прошедшего праздника все-таки остался в душе осадок.
— Почему флаг 9 мая на здании не вывесил? — задумчиво переспрашивает рыбинский предприниматель Андрей Смирнов. — Указания не было, а самому в голову не пришло.
— А мог бы вывесить?
— Конечно. У нас даже есть российский флаг. Вон, сложенный в ящике лежит.
Указание. Вот то, к чему привыкли не только муниципалы. Бизнес тоже ждет указаний. Или не ждет, но готов к тому, что оно поступит, и он, бизнес, его исполнит.
— А как же инициатива? Как же социальная ответственность бизнеса?
— Вот что бы вам не спросить меня об этом накануне праздника, — досадливо разводит руками Андрей. — Моя инициатива вся уходит на текущую работу.
— Каждый должен заниматься своим делом, — говорит Александр Комиссаров, директор рыбинского малого предприятия. — Дело бизнеса — производить товары и услуги, а не организовывать праздники. Корпоративы ради сплочения коллектива — максимум, на что я готов.
— А ваши деды воевали?
— Воевали. Один с войны не вернулся. Я каждый год в День Победы с цветами хожу к Вечному огню.
— А если бы вас попросили поучаствовать в организации городского праздника деньгами?
— На 9 Мая, наверное, не смог бы отказаться, — прежде чем ответить на этот вопрос, Александр долго думает. — Но ведь никто не просил.
— А самому в голову не пришло, что можно хотя бы украсить здание, где расположено предприятие?
— Как видите, не пришло. Вот если бы кто-нибудь собрал представителей рыбинского бизнеса и предложил всем поучаствовать в празднике…
— Но в Рыбинске работает сразу несколько общественных организаций, объединяющих предпринимателей.
— Да, членом одной из них я даже числюсь. Но именно числюсь, потому что никаких рациональных мероприятий, которые могут пойти на пользу предпринимателей, эта организация не проводит.
— А сами могли бы предложить, например, поучаствовать в празднике?
— А какая от этого бизнесу была бы польза?
После этого вопроса говорить о том, что участие в делах города — это и есть польза, становится как-то бессмысленно. Да и правда, какую выгоду могут принести бизнесу вывешенные в праздник флаги или несколько тысяч рублей, потраченных на цветы у входа в офис? Настроение? Пусть им занимаются те, кто получает за это зарплату.
Такие рассуждения характерны для большинства. Но не для каждого. Например, в одном предприятии Рыбинска так отмечают День Победы.
— У нас в коллективе работают два молодых сотрудника, у которых в семье есть ветераны, — рассказывает заместитель директора предприятия Сергей Додонов. — Один — участник боевых действий, вторая работала во время войны в тылу. Мы каждый год вручаем им цветы и выписываем материальную помощь.
— А если бы вам предложили каким-то образом принять участие в городском празднике?
— Если мы будем знать, на что конкретно пойдут наши деньги, наверное, приняли бы посильное участие.
— Кто-нибудь из бизнес-сообщества Рыбинска предлагал вам это сделать?
— Нет, хотя мы общаемся и с членами Рыбинской торгово-промышленной палаты, и с другими общественными организациями предпринимателей.
Разобщенность, несмотря на наличие в Рыбинске десятка предпринимательских союзов и объединений. Вот что, пожалуй, становится главным стопором на пути к общегородским мероприятиям. Кто-то должен собрать предпринимателей, дать указание, объяснить идею…
А в это время в Нижнем Новгороде местные предприниматели по собственной инициативе чистили и убирали город к Дню Победы.
В Ульяновске к 9 Мая бизнес за свой счет приводил в порядок памятники и территории. В Ухте предпринимательское объединение каждый год на праздник организует бесплатную полевую кухню.
И во многих городах России каждое частное предприятие вывешивает российское знамя на фасаде своего здания. Причем не только на День Победы, а на все общенациональные праздники. Без указок и принуждений. Просто традиция такая.
«Прославились!»
В минувший вторник в программе «Специальный корреспондент» Аркадия Мамонтова были показаны эпизоды на тему деморализации памяти. Среди них сюжет о том, что 9 мая в Рыбинске в ночном клубе «Лабиринт» проводилась вечеринка под слоганом «А зори здесь громкие!».
Как поясняет в фильме Мамонтова арт-директор клуба Евгений Старков, название для шоу было выбрано «как некая попытка напомнить молодежи те события. Может быть, некая шуточная форма, не очень кому-то удобная и приятная. Но все-таки это молодежь. Лучше так, потому что «А зори здесь тихие» эти люди смотреть не будут». Ничего себе «шуточная форма»? Как легко берет на себя смелость руководство клуба фактически дебилизировать молодежь, прививая молодым рыбинцам бескультурное, а крепче сказать, кощунственное поведение.
И это буквально через две недели после скандала в клубе «Джокер», когда в Пасхальное воскресенье здесь устроили фотосессию нетрезвых посетителей на фоне православных реликвий. Куда же все-таки мы катимся?
Этично ли ночным клубам использовать символы культурного наследия в своих развлекательных мероприятиях? Этот вопрос мы задали рыбинцам.
Николай Козерин, фотограф:
— По мне так перебор. Не надо это трогать в ночных клубах. Опошление налицо.
Светлана Смирнова, первый заместитель директора департамента образования:
— Однозначно не этично использовать для увеселительного мероприятия такое название. Это часть названия знаменитой на весь мир ленты о войне Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие». И вообще считаю, что у подобного рода заведений предостаточно других дней для вечеринок и не стоит смешивать их с памятными датами.
Кирилл Ёлкин, студент:
— Клубные аборигены вряд ли поймут, что тут есть какая-то связь с фильмом. Поэтому не понимаю, зачем было брать такое название для вечеринки.
Екатерина Бахарева, служащая:
— По моему сугубо субъективному мнению, если бы хотели почтить в этом клубе память ветеранов ВОВ, то на деньги, которые собрали за вход, купили бы постельное белье или сладости какие-нибудь в дом престарелых, на худой случай, цветов, конфет. Обустроили бы им на территории беседку для отдыха, да мало что ли идей? Или взяли бы шефство над ветеранами, хотя бы Полиграфзавода, и пайки бы им выдавали, толку больше было бы. Я в этот день там не была, поэтому ничего не видела. Но, судя по программе, вечер памяти «удался» — пьяная молодежь, заливающая в себя «Ягуар», стриптиз (вроде, в этот день был как раз, в честь праздника, мужской), оголенные девицы из гоу-гоу… Пошло как-то. А название вечеринки, видимо, было придумано для жителей окружающих домов, они об этом (в смысле, о зорях тихих) уже давно мечтают.