Адмирал Федор Ушаков – выдающийся военный и человеколюбец. Неоспоримы его достижения в морском деле, политике и даже эпидемиологии, ведь в эпидемию чумы он спас свою команду. Однако пристально исследовать личность Ушакова начали лишь ближе к концу XX века. Как следствие – его биография обрастала мифами.
К примеру, долго бытовал миф о мощном телосложении адмирала. Так Ушакова изобразили в киноэпопее «Корабли штурмуют бастионы», таким рисовали его в советских учебниках. Еще современник адмирала историк Бантыш-Каменский писал в «Словаре достопамятных людей Русской земли», что юный Ушаков ходил со старостой на медведя.
Однако в XXI веке исследовали останки Ушакова и установили: он обладал грациозным телосложением, практически девичьими плечами 39 см шириной. У него были узкие ступни и кисти рук и невысокий рост – до 168 см. Судя по этим же исследованиям, в детстве наш земляк перенес некроз головки правой бедренной кости. На всю жизнь остались последствия – у адмирала была привычка поджимать больную ногу. По словам современников, когда Ушаков принимал серьезное решение, он всегда «стоял на одной ноге». Да, явно не охотник на медведей.
Или миф о семье адмирала. До сих пор в некоторых источниках встречается информация, что он был женат на Марии Юрьевне Бибиковой, здесь же упоминаются и его четверо детей. Но адмирал был холост, и детей у него не было. А Бибикова – супруга племянника адмирала, его тезки Федора Ушакова.
За помощью мы обратились к историку, уже 40 лет изучающему жизнь адмирала. О трех мифах рассказал Владимир Овчинников, моряк-подводник, капитан первого ранга, доктор исторических наук, сотрудник Института военной истории Минобороны РФ.
— В исторической и военной науке продолжают существовать противоречивые суждения, связанные с оценкой вклада Ушакова в военное дело. У всех на слуху морские заслуги нашего земляка: он одержал на море 43 победы и создал маневренную тактику. Так? На самом же деле и то, и другое – миф! – уверяет Овчинников.
С победами совсем просто. Ведь 43 сражения не наберется и за всю историю отечественного флота.
— В одном рапорте Ушаков указывал, что сделал на море 43 кампании (в конечном итоге и более). Но кампания – это период плавания с мая по октябрь. Во время войны одна кампания считалась за несколько. А количество выигранных им сражений не тайна – их было пять: Фидониси, Керчь, Тендра, Калиакрия и Корфу. Причем замечу, бОльших успехов не достиг ни один из отечественных флотоводцев! – продолжает историк.
Еще один миф возник в Великую Отечественную войну. Советская наука назвала Ушакова создателем маневренной тактики парусного флота – в противовес линейной, когда суда выстраивались в линию борт к борту и обстреливали друг друга.
— В приказе Сталина от 23 февраля 1943 г. по случаю 25-летия Красной армии отмечалось: «Десятки тысяч командиров Красной Армии стали мастерами вождения войск. Они научились сочетать личную отвагу с умением руководить войсками на поле боя, отрешившись от вредной линейной тактики и став на почву тактики маневрирования». В 1944 году появилась работа генерал-майора П. Д. Коркодинова «Основы тактики маневрирования». Военные моряки пошли дальше и заявили, что «маневренную тактику» создал еще адмирал Федор Ушаков, — рассказывает Овчинников.
В результате эти термины прочно утвердились в военно-историческом лексиконе, вошли в учебники и энциклопедии. Еще бы, кто тогда хотел спорить с вождем.
— Однако в военном искусстве рассматривают тактику кораблей и эскадр, но никак не «линейную» или «маневренную». И невозможно согласиться, что Ушаков создал новую маневренную тактику. Ведь тактику определяют не действия флотоводца, а средства вооруженной борьбы, т. е. корабли с их тактико-техническими элементами (нападения/оружия, защиты) и с их маневренностью, — говорит исследователь.
По словам Овчинникова, морская тактика менялась не из-за действий флотоводцев, а в результате революционного изменения тактико-технических элементов. Когда на смену парусу пришел паровой двигатель с винтом, изменились маневренные характеристики, т. е. когда корабль стал свободно ходить против ветра и течения, то тактика парусного флота сменилась на тактику парового флота.
— Национальной тактики тоже нет и быть не может. Возможна лишь национальная школа в морской тактике – английская, голландская, французская, русская. Не может быть и тактики имени одного человека, пусть даже самого выдающегося. И определение «тактика адмирала Ушакова» тоже следует считать некорректным, — объясняет историк.
Сегодня исследователи говорят, что новшество Ушакова состояло не столько в пренебрежении «линейной» тактикой в пользу «маневренной», сколько в отличном знании адмиралом недостатков врага и в гибкости принимаемых им решений. Так, при хороших маневренных кораблях у турков были слабая артиллерия и плохие команды. Ушаков дезорганизовывал противника, атакуя турецкий флагман (главный корабль с командиром). «Когда в турецком флоте бывает сбит флагманский корабль, то все рассыпаются», — писал Потемкин нашему земляку, резюмируя боевой опыт Ушакова.
Еще один миф связан с отношениями Ушакова и Павла I. Есть мнение, что за самовольное создание республики на Ионических островах после победы над французами Ушаков попал в опалу к императору.
Действительно, как же так: государство с демократической формой управления создает убежденный монархист Ушаков. На самом деле Павел начинания подчиненного поддерживал.
— На Ионических островах создавали первое греческое государство нового времени. Российскому и турецкому монархам отправили на утверждение конституцию республики, составленную при участии адмирала Ушакова. И Павел I его деятельность одобрил, — говорит Овчинников. — Об этом свидетельствовал рескрипт императора от 15 июля: «Из рапортов адмирала Ушакова уведомилися мы о распоряжениях, учиненных на островах бывших Венецианских, касательно установления на оных правления, новому положению их соответствующих. Меры, принятые адмиралом в Корфу, находим согласующими с предположениями нашими, и оные одобряем».
Сурово боролся с пьянством
По многим свидетельствам, адмирал Ушаков отличался большой строгостью – и к матросам, и к офицерам, был немногословен и обладал «суровым характером». Если Суворов любил пошутить с солдатами, то Ушаков был его полной противоположностью.
Ушаков отрицательно относился к алкоголю и, в отличие от Суворова, запрещал пить матросам – за исключением положенной винной порции. За пьянство нижних чинов адмирал строго взыскивал с командиров.
Заботился о матросах
В то же время его суровость сочеталась со справедливостью и великодушием. К примеру, он требовал простить виновного офицера «ради малолетних детей», ходатайствовал перед императором о восстановлении в должности офицеров, разжалованных за проступки.
Здоровью и питанию матросов Ушаков уделял пристальное внимание. В 1792 году он пожертвовал 13,5 тысячи рублей собственных средств на закупку свежего мяса и содержание госпиталей в Севастополе. И этот случай был далеко не единичным. В 1813 году Ушаков практически все свое состояние отдал в фонд помощи пострадавшим в Отечественной войне.
А вот его ярая борьба с иноверцами – правда лишь отчасти
Ушаков и правда сражался с иноверцами за освобождение православных – в Новороссии, Тавриде и на далеких Ионических островах. Но с турками за православную державу и веру сражались многие русские военачальники. А Ушаков отличается тем, что некоторое время был союзником турок и даже командовал совместным русско-турецким флотом.
Странно — у нас сейчас тоже все руководители кроме Ельцина Брежнева — сморчки ниже 170 см., но несравнимы по своим заслугам с полководцами прошлых лет.