— Анатолий Павлович, как изменилось финансовое состояние нашей области в прошлом году?
— На встрече с ярославцами премьер-министр Дмитрий Медведев отметил Ярославскую область как динамично развивающийся регион. Давайте посмотрим доходы: в прошлом году их рост составил 115%, тогда как по России — 109%.
Наши ведущие предприятия существенно увеличили свою доходную базу, и это тоже плюс, ведь налоги от их работы остаются в регионе.
Руководство области поддерживает инвестиционные проекты и старается привлекать в нашу область новых производителей. Пройдёт год-два, и мы получим от них отдачу, которая также увеличит нашу доходную базу. Вся эта работа и даёт тот результат, который отмечен Федерацией. Мы вошли в двадцатку регионов, которые наиболее динамично увеличивают свою доходную базу и создают инвестиционную привлекательность своей территории. В качестве поощрения за работу области от федеральных властей было выделено 250 млн. рублей.
— Как выполняется указ президента РФ от 7 мая 2012 года, согласно которому регионы обязаны повысить зарплаты бюджетным работникам, в первую очередь педагогам и работникам культуры?
— Заработные платы бюджетникам мы повышали и в течение 2012 года, и в этом году. С 1 января прошлого года произошло увеличение заработных плат учителей на 5,5%, а работников отраслей социальной защиты, культуры, молодёжной политики, физической культуры и спорта — в среднем на 20%. С 1 июля увеличена зарплата врачей скорой медицинской помощи в среднем на 30%, среднего медперсонала -15%. С 1 сентября на 6,5% снова увеличили оклад учителей, а с 1 декабря 2012 года повышена заработная плата всем работникам отрасли образования. Всего в 2012 году на повышение зарплат работникам бюджетной сферы направлено 869 млн. рублей.
С 1 января 2013 года на 10% повышена заработная плата работникам отраслей здравоохранения, культуры, социальной политики, молодежной политики и физической культуры, принято решение о повышении должностных окладов педагогическим работникам общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений на 15% с 1 мая 2013 года. На реализацию Указов Президента департаментом финансов в этом году привлечены дополнительные средства федерального бюджета на повышение оплаты труда в размере 630 млн. рублей.
— Анатолий Павлович, бюджет региона на 2013 год можно назвать социально ориентированным?
— Социальная ориентированность бюджета растет ежегодно, и свои основные доходные источники мы направляем в основном на развитие социальной базы: зарплаты работников бюджетной сферы, строительство социальных объектов. Однако чем больше мы строим, тем больше нам приходится использовать средств на содержание этих объектов. Но мы сознательно идем на это, понимая, насколько это необходимо и важно для людей.
Несколько лет у нас действует Социальный кодекс, и только на поддержку различных слоёв населения согласно ему мы тратим из бюджета около 5 млрд. рублей. Хотелось бы отметить направление работы, связанное с поддержкой населения по оплате услуг ЖКХ. Если плата за коммунальные услуги превышает 14% от дохода семьи, то выплачивается субсидия. При этом федеральный норматив расходов, а ему следует большинство регионов, — 22%.
— Известно, что большинство муниципальных образований не в силах обеспечивать себя. Соответственно бюджетные деньги идут и на их содержание…
— Да, они не имеют достаточной базы, поэтому почти половина средств областного бюджета перечисляется на нужды районов. В прошлом году недотационными были Ярославль, Рыбинск и Переславль-Залесский, в этом году остался только областной центр.
— А появление в прошлом году Дорожного фонда как-то повлияло на финансирование дорожного хозяйства?
— Приведу для сравнения цифры: в 2011 году на дорожные работы было направлено 1,5 млрд. рублей, в 2012-м
— почти 4 млрд. Разница более чем в два раза! И эти деньги нам никто не дарил, просто было определено, что нефтяные акцизы и транспортный налог станут доходной базой Дорожного фонда. А мы должны были найти
2 млрд. рублей, чтобы обеспечить другие статьи расходов.
— В области существует резервный фонд. На что расходуются эти средства?
— Из резервного фонда деньги идут на цели, которые не предусмотрены законом об областном бюджете. Например, на ликвидацию чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий.
Материал предоставлен ГАУ ЯО «Информационное агентство «Верхняя Волга»