Новое не всегда принимается охотно. Собственно, даже к внешним переменам люди чаще относятся настороженно, а не принимают сразу «на ура». Вот вбили в землю первую сваю будущего торгового центра. «Как, опять магазин?! Толпы людей и скопление автомобилей! Лучше бы завод построили». Да, наверное, лучше завод. А еще лучше — и завод, и магазин, и новый жилой дом. И рядом — школу и детский садик. И парк с фонтаном.
И детскую площадку. И еще что-нибудь такое, чтобы скука серых застроек сменилась радостными городскими пейзажами. С яркими фасадами домов, уютными двориками, хорошими дорогами. Мечтать не вредно. Но когда первая свая превратится в современный торговый центр, а строительный мусор сменится ровными парковками и цветочными клумбами, скептики начинают признавать: «А ведь и правда хорошо стало в районе!»
Мечтать не только не вредно, а необходимо. Особенно полезно это для архитектора. Иначе наши дома навсегда останутся серыми, дворы — скучными, улицы — однообразными.
— Вот, видите, на генеральном плане развития Рыбинска — три моста через Волгу, — говорит Любовь Тихонова, директор департамента архитектуры и градостроительства.
— Ну, три — это, наверное, перебор.
— Все мосты обоснованы генеральным планом города, правилами землепользования и застройки, транспортной схемой Рыбинска.
Новая жизнь старого города
— Для того чтобы вдохнуть новую жизнь в город, приходится многое менять, — рассказывает Любовь Тихонова. — Многие градостроительные документы, по которым живет Рыбинск, устарели. И мы заново пересматриваем подходы к развитию городской среды, выстраиваем новую стратегию градостроительства.
— И что находится в центре стратегии?
— Люди, качество их жизни, образования, работы. Основным градообразующим фактором является место приложения труда. Для того чтобы поднять это качество на новый уровень, нужна отлаженная, стратегически выверенная, удобная для жизни городская среда. Если ее не будет, город опустеет.
— Но он уже пустеет. Миграция, отток молодежи…
— С этими тенденциями мы и пытаемся бороться. Градостроительная политика сейчас открыта для каждого. Все наши проекты и предложения носят публичный характер, они размещаются на сайте департамента и в газетах, обсуждаются на публичных слушаниях, мы приглашаем людей к обсуждению градостроительной документации и стараемся учитывать мнение населения.
— Трудно приходится?
— Нелегко. Особенно в историческом центре, где стоит задача сохранения архитектурной среды и одновременно наполнения зданий новой функцией.
— Во многих городах старые центры делают деловыми.
— Я считаю, что исторические центры станут живыми только тогда, когда в них будут жить люди. Иначе это будет музей, вымирающий ночью, и относиться к нему будут как к экспонату — бережно и без полезного применения. Мы наполняем исторические кварталы новыми зданиями, но тщательно следим, чтобы плотность застройки не мешала функционированию города, а дополняла и несла разнообразие.
Кроме этого, там, где живут люди, есть глаза, которые следят за порядком. Это касается и благоустройства, и криминальной среды.
— Что чаще вызывает недовольство людей?
— В основном точечная застройка. Именно она чаще всего вызывает споры и негодование. Но ресурсы точечной застройки закончились. Больше мы не можем позволить себе заниматься уплотнением уже застроенных территорий. Поэтому встала необходимость освоения свободных земель, которые есть в Рыбинске. Этого не делали с 80-х годов прошлого века. А сегодня мы начали готовить градостроительную документацию для строительства новых районов города.
Новые районы Рыбинска
— В прошлом году нам удалось выполнить четыре проекта планировки городских территорий. Это районы
ул. Заречной, Песочной, Пригородный (ул. Шевченко) и микрорайон Прибрежный. Последний проект недавно прошел публичные слушания и получил одобрение жителей Рыбинска.
— Речь идет о развитии микрорайона Прибрежный?
— Да, сегодня здесь частично построенные девятиэтажные дома и частная застройка. По генплану предполагалось застроить весь микрорайон многоэтажными домами. Мы поменяли концепцию и обновили градостроительную документацию.
В Прибрежном предполагается сохранить часть индивидуальной жилой застройки, а также разместить многоэтажные дома, социальную инфраструктуру. Здесь будет построено два детских сада, школа, дороги, автозаправка, благоустроены внутриквартальные территории. К строительству первого объекта — детского сада — мы приступаем в ближайшее время.
В этом году нам удалось войти в областную программу. Рыбинску выделено более шестнадцати миллионов рублей на проектные работы по освоению совершенно нового микрорайона, который в народе носит название Пузырево поле. Это около сорока гектаров земли в границах Переборского тракта, улиц Гражданской и Глебовской. На эту территорию всегда было много заявок на предоставление земельных участков и строительство объектов, но мы не располагали планом системной застройки Пузырева поля. А в мае был объявлен конкурс на разработку градостроительной документации. В этом году мы надеемся ее утвердить. И в ближайшем будущем в Рыбинске появится новый микрорайон с многоэтажной и среднеэтажной жилой застройкой, торговыми комплексами, всей необходимой инфраструктурой, благо, возможность присоединения к инженерным сетям здесь присутствует.
— Старым генпланом развития Рыбинска эти работы предусмотрены не были?
— Генплан — это основной документ, определяющий стратегическое направление развития города. Соблюдая все положенные Градостроительным кодексом процедуры, мы вносим изменения и в генплан, и в правила землепользования. За многие годы в документах накопилось много нестыковок, вызванных изменением законодательной базы.
Сегодня мы ставим перед собой задачу — организовать развитие города на основе стратегического планирования. Это сложная работа. Хотя бы потому, что под напором инвесторов трудно держать коридоры под будущее строительство транспортных магистралей, мостов, линейных инженерных объектов. Инвестор зачастую преследует сиюминутную выгоду, а мы планируем комплексное развитие до 2025 года, когда население Рыбинска по генплану увеличится и составит 215 тысяч человек.
— Реальная задача?
— Реальная. Нужно, чтобы люди поверили в будущее Рыбинска, в его развитие. Для этого мы и планируем строительство удобных для проживания новых микрорайонов.
— Но люди уезжают в первую очередь в поисках работы.
— Мы предусматриваем организацию мест приложения труда. Это один из главных факторов развития города. В 2011 году был продан большой участок земли в Восточной промышленной зоне в микрорайоне Копаево. Здесь уже началось строительство нового завода «Русские Газовые турбины». А рядом есть свободная земля, куда могут прийти новые инвесторы. Для улучшения инвестиционной привлекательности мы начали реализацию инфраструктурного проекта Восточной промзоны: строительство дорог, инженерных сетей. И одновременно ведем планировку земель для разграничения территории.
В 2012 году в Юго-Восточной промзоне продан участок земли под строительство ПГУ ТЭЦ. Еще восемь участков сформированы под промышленное строительство и ждут своих инвесторов. Это и есть новые рабочие места для жителей Рыбинска.
Строительство: бум или падение?
— Перед нами стоит задача пополнения бюджета города за счет продажи земельных участков. Динамика такова. В 2010 году были разработаны градостроительные условия для возможности продажи 110 земельных участков под все виды строительства — многоквартирное и индивидуальное жилье, офисные и торговые предприятия. В 2012 году увеличили выпуск градусловий до 305.
Кроме этого, мы начали заниматься развитием уже застроенных территорий. В прошлом году был продан участок, где будет построено сразу несколько жилых домов. В этом году сформировано четыре участка для комплексного развития.
— В чем плюсы комплексного подхода?
— Для инвестора — это долгосрочное планирование, возможность войти в федеральные и областные программы строительства жилья. Для города — это новые дороги, коммунальная инфраструктура, выполненная за счет инвесторов. Причем эти работы более экономичны — выгоднее построить одну дорогу сразу к нескольким домам.
Благодаря открытой политике город переживает строительный бум. Вы можете это видеть на улицах Рыбинска. Если в 2009 году было построено 8 тысяч квадратных метров жилья в многоквартирных домах, то в 2012-м — 15 тысяч. Еще более разительно отличаются цифры по малоэтажному строительству: 2009 год — 1 800 квадратных метров общей площади, 2012-й — 15 тысяч.
В этом году общий плановый показатель по вводу жилья — 37 тысяч квадратных метров. Почти на 30 процентов по сравнению с предыдущим периодом увеличилось строительство объектов делового назначения.
— Тем не менее, темпы строительства снижаются.
— Снижаются не темпы строительства. Увеличиваются сроки сдачи жилья в эксплуатацию. По новому Градостроительному кодексу период с момента выделения земли до официального момента завершения строительных работ — 10 лет. Причем вводом в эксплуатацию считается получение технического паспорта БТИ, поэтому мы имеем не все сведения о готовых объектах индивидуального жилищного строительства.
Если говорить о выданных разрешениях на индивидуальное строительство, то некоторый спад объясним двумя факторами: рынок земельных участков не безграничен и число желающих строить коттеджи не бесконечно. В 2011 году мы выдали 225 разрешений, в 2012-м — 170, за первые месяцы этого года — 80.
И в связи с увеличением срока строительства нам трудно прогнозировать, когда эти объекты будут сданы в эксплуатацию.
Живой город
— Что для вас как архитектора важнее: удобство, выгода или красота?
— В идеале — и то, и другое, и третье. Например, рекламные конструкции, которыми буквально напичкан город. Рекламными щитами завешано все городское пространство, закрыты памятники архитектуры, исторические объекты, архитектурная среда перегружена. Казалось бы, это должно быть выгодно городу. Но многие собственники рекламных конструкций имеют большие задолженности перед бюджетом. В результате Рыбинск не получает ни выгоды, ни удобства, ни красоты.
Сегодня мы разрабатываем новую схему размещени я рекламных конструкций. К августу будет проведена полная очистка Рыбинска от незаконно установленной или неоплаченной рекламы. Более того, мы разрабатываем формы самих конструкций, соразмерных по масштабам с городским пространством. И в сентябре будет сформирована новая рекламная среда Рыбинска, которая учтет требования удобства, выгоды и красоты.
— А какой вообще должен быть город, если попытаться выразить это одним словом?
— Нескучный. Как в цитате Джейн Джекобс: «Наш город живой, разнообразный, благодаря новой политике несет в себе семена собственного возрождения».
Среда обитания жителей — это не только их квартиры. Это фасады домов, которые мы красим в яркие цвета. Это обновленные школы с детскими площадками, которые должны стать центрами социальной жизни районов. Это приведенные в порядок парки, скверы, сады с фонтанами, пешеходными дорожками, лавочками. Это реконструкция пока единственного в Рыбинске спортивного сооружения, где можно проводить крупные соревнования по хоккею и шорт-треку, — СК «Полет». Это доминантные дома и зоны районов, концептуальный подход к которым мы сегодня разрабатываем.
Город не может быть скучным и инертным. Он должен развиваться и подстраиваться под требования людей, которые в нем живут. Рыбинск должен быть ярким, комфортным для жизни и удобным для работы. И тогда наша стратегическая цель — качество жизни людей и как следствие увеличение численности населения — будет достигнута.