«В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный.
— Дядя! — весело кричал он. — Дай десять копеек!
Молодой человек вынул из кармана налитое яблоко и подал его беспризорному, но тот не отставал. Тогда пешеход остановился, иронически посмотрел на мальчика и воскликнул:
— Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?
Зарвавшийся беспризорный понял всю беспочвенность своих претензий и немедленно отстал».
Этот эпизод фильма по роману «12 стульев», как многие другие эпизоды картины, снимались в Рыбинске.
В этом году фильму режиссера Леонида Гайдая с Арчилом Гомиашвили, Сергеем Филипповым, Михаилом Пуговкиным, Натальей Крачковской и другими знаменитыми артистами в ролях исполняется 50 лет.
– Узнаете кадр и место? – задал вопрос своим подписчикам в соцсети «ВКонтакте» глава Рыбинска Денис Добряков. – На мой взгляд, в Рыбинске снята самая лучшая экранизация этого романа Ильфа и Петрова. Как думаете, стоит вернуть сюда героев в виде жанровой городской скульптуры? Мостовая сохранилась.
Пост был размещен 1 апреля. Многие восприняли это как шутку. И напрасно. На днях градостроительный совет согласился с установкой нового арт-объекта на улице Стоялой в створе с Волжской набережной.
Скульптуру представил Александр Прохоров – архитектор, скульптор, руководитель московской «Арт-студии», которая сотрудничает с музеями Московского Кремля, краеведческими музеями городов Золотого кольца России, ФГУП «Оружейная палата Московского Кремля». Прохоров предложил два эскизных варианта, рыбинские эксперты выбрали Остапа с беспризорником.
В 1971 году лидером советского кинопроката стала комедия режиссера Леонида Гайдая «12 стульев». Эпизоды фильма снимали в нескольких городах, но улочки купеческого Рыбинска – в большинстве кадров. Мы узнаем Стоялую, Волжскую набережную, железнодорожный вокзал, музей, каланчу – места, ставшие знаковыми. Купеческие и мещанские дома стали живыми декорациями к экранизации романа Ильфа и Петрова, за это, по мнению краеведов, Гайдай и выбрал наш город для съемок.
С мая по июль 1970 года в массовых сценах фильма снялись сотни рыбинцев. На вступительных кадрах картины – конопатый беспризорник лет восьми-десяти клянчит у пришедшего в Старгород Остапа десять копеек и, получив вместо них яблоко, слышит сакраментальную фразу: «А может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?!».
Роль уличного мальчишки сыграл рыбинский школьник. Мы попытались его разыскать, но узнали лишь, что его имя Александр Лапшин, он учился в школе № 38, располагавшейся в то время у драмтеатра, и жил на улице Урицкого. На этом следы теряются.
Как рассказывают знавшие Сашу в детстве соседи, кинематографисты присмотрели его в толпе зевак. Рыжий конопатый пацан вполне вписывался в контекст сценария. Был он веселый, подвижный, учился так себе, но хулиганом не был. Однако рассказывают, что судьба его пошла по кривой, и где-то в двухтысячных Лапшина не стало.
Зато находятся новые персонажи. Нам удалось выйти на еще одного участника съемочного процесса.
Учитель истории из рыбинской школы № 23 Геннадий Волков снимался в массовке на пароходе «Скрябин» будучи восьмиклассником.
— Я и мой друг Валера Бондаренко, узнав, что идут съемки фильма, рискнули единственный раз прогулять уроки – очень уж хотелось посмотреть, как снимают комедию. С мехзавода приехали в город, к пристани. Думали, поглядим и домой. Таких зевак на набережной стояли сотни. Но вышел режиссер Леонид Гайдай и пригласил нас в массовку. За участие в съемках полагались деньги. На дебаркадере нам выписали трехрублевую квитанцию. И мы прошли на пароход.
Школьники сыграли моряков, снующих на палубах. Лиц не рассмотреть, как ни вглядывайся – их там мелькает множество. В перерывах юноши бегали к звездным актерам за автографами, но не все спешили оставить ребятне памятную подпись.
— Сергей Филиппов, уже в годах сыгравший Кису, отмахнулся: «Ребята, давайте позже, я очень устал». Издалека в коридоре увидели Никулина, по фильму – дворника Тихона, пока бегали за ручкой, он куда-то ушел. На палубе Остап – Арчил Гомиашвили – качался в кресле-качалке. Гайдай стоял среди груды ящиков на пристани – у меня даже хранится фото этого момента. В итоге автографы нам дали Георгий Вицин и помощник режиссера – расписались прямо на почтовой карточке, – вспоминает Волков.
Мосфильмовскую квитанцию на три честно заработанных рубля юные артисты так и не обменяли – оставили на память. Хотя по тем временам это были немаленькие деньги – на них можно было поесть в ресторане, сходить в кино или купить кило «Докторской», но что-то тогда подсказало школьникам, что есть вещи дороже денег. И правда, пятьдесят лет прошло, а мальчишеские воспоминания живы, словно это было вчера.
— Еще запомнился момент, как Филиппов и Пуговкин делили стул под мостом – за этой сценой мы наблюдали издалека. Они били друг друга ногами, потому что руки у обоих были заняты перетягиванием стула, – рассказывает Геннадий.
Интересно, что одна пара ног в этом кадре принадлежит самому режиссеру Гайдаю. После нескольких неудачных дублей с ногами актеров он задействовал свои – подлиннее. Еще любопытный факт: героям пришлось резать и портить эксклюзивный гарнитур, выполненный по спецзаказу мебельными мастерами Арабских Эмиратов. Достать в СССР мебель работы Гамбса было почти нереально, а воссоздать ее никто из русских краснодеревщиков не взялся.
«12 стульев» – не единственная картина, в которой снялся рыбинец Геннадий Волков. В 1970-м на экраны вышел советский историко-революционный фильм «Поезд в завтрашний день», местом съемок которого тоже стал Рыбинск. В нем Геннадий исполнил роль беспризорника на вокзале. Правда, лента попала в категорию «полочных» – по идеологическим соображениям ее запретили.
Еще один свидетель съемок фильма в Рыбинске, Владимир Коршунов, вспоминает, что Стоялую – тогда она называлась Пролетарской – замостили резиновой имитацией булыжной мостовой.
– Улицу покрыли резиной как ковром. Сверху немного присыпали песком – визуально полная имитация камня. Мальчишками мы бегали по ней, резина чуть проминалась. Еще помню, как привезли на грузовике свинью – такого огромного хряка я никогда не видел. Его долго сгружали из кузова, видимо, он совсем не хотел становиться кинозвездой. Но в конце концов стал, – смеется Владимир.
Фасады Стоялой покрыли рисованными вывесками. Особенно хорош тогда стал «Гарнизонный универмаг» – был такой магазин когда-то в Рыбинске.
— Конечно, нам, мальчишкам, было все интересно, – вспоминает Владимир. – Мы ходили на вокзал, смотрели, как снимали эпизод с отъездом Пуговкина в Крым, тогда там еще был старый крытый перрон. Видели Гайдая, Филиппова, но близко к ним нас не пускали.
Фильм снимали у Черемухи рядом со старым деревянным мостом, которого сейчас нет. На Советской площади – в кадр не раз попала пожарная каланча. Усадьба Наумовых – тогда это была библиотека имени Энгельса – превратилась в Старсобес. От лестницы музея-заповедника отъезжает коляска Эллочки-Людоедки с двумя стульями. И, конечно, дом на углу Стоялой и Чкалова, прозванный в народе домом мадам Грицацуевой. Сегодня его судьбой обеспокоено рыбинское сообщество. Но это совсем другая история.
У театра была школа 38 (а не 3), где учились дети с Казанского конца. И еще момент — нэпманские вывески на Стоялой поначалу были с фамилиями из киногруппы, потом их немного изменили.
А ещё в добром уме и здравии мой приятель — работник «Рыбинской Генерации» 1957г.р. Анатолий И., который с приятелями прятался под киносъёмочными машинами и глотал пыль. По мне бы лучше статуя со стулом, на котором бы посчиталти за счастье фотаться туристы и горожане.
А вот вопрос не в тему уважаемому «Влавасми»:
В каком из фильмов по русским классикам была вывеска «Сукин и Сын»?
Вообще, это прекрасная идея. Это будет не столько памятник Остапу, сколько замечательному фильму, снимавшемуся в нашем городе. Но где будет стоять композиция? На спуске к Волге? Сзади будет Ошанин, спереди Ушаков. Слева Никольская часовня (православным понравится соседство с Остапом- Сулейманом?) А справа на Лоцманском бульваре зарезервировано место то ли для Екатерины, то ли для купца-кровопийцы, сидящего на мешке с деньгами спиной к измученному непосильной работой Бурлаку. Невдалеке Ленин, а с другой стороны лезет из канализации бронзовый сантехник. Всё очень компактно расположено. Не будет ли перебором? Я тут вижу один вариант — на бульваре так и оставить клумбу в виде осетра, а Ошанина перенести на следующую к «Полёту» смотровую площадку. Почти богохульное высказывание — памятник Ошанину вовсе не шедевр монументального искусства. Поэт действительно был такого большого роста и комплекции или он сделан в увеличенном масштабе? Обычно, если памятник не стоит высоко на постаменте, его делают в натуральный человеческий рост, иначе он смотрится отталкивающе. Да и изваять голову с очками на глазах не самая блестящая идея, лучше бы он держал их в руке, протирая (поэт наверняка так и делал время от времени))), а лицо было открыто. А ещё у нас есть ужасный бюст дяди Васи Маргелова с отрубленными руками. Я бы на месте рыбинских десантников утопил творца в фонтане. Для сравнения посмотрите на Ушакова, который сделан правильно и найдите в интернете фото Маргелова. Такого, каким он был в жизни, а не в военном билете.