Как от этого выиграют город и его жители? Зачем живописцы едут за тридевять земель работать в холод и жару вместо того, чтобы спокойно писать в тихой студии? И можно ли стать пленэристом, если никогда не брал в руки кисти и краски? Рассказывают художники Майя и Сергей Гусарины.
Для начала – о двух событиях в культурной жизни Рыбинска, на первый взгляд, не связанных между собой. В настоящий момент в городе параллельно проходят две пленэрные выставки. Первая – «Пленэрная мастерская Гусариных» – в музее-заповеднике, здесь представлены картины местных художников, профессионалов и любителей. Вторая открылась в центре творческого развития «Цветные двери» (что в Рулонном переулке, 3). Это собрание работ титулованных российских мастеров – участников пленэра в Вятском. Объединяет эти два события не только «пленэрность», но и имена художников Майи и Сергея Гусариных. В первом случае они выступают организаторами самих пленэров, во втором – выставки.
Пленэрное движение, по словам художников, сегодня очень популярно – и в России, и в мире. Рыбинск пока отстает. Организованно на этюды у нас ходят разве что ученики художественной школы. Между тем работа на открытом воздухе полезна не только для начинающих, но и зрелых живописцев.
— Пленэрная практика повышает уровень мастерства, палитра очищается, мазок становится свободным. Кроме того, когда художники объединяются в один коллектив, между ними начинается негласное творческое соревнование. Это всегда подстегивает профессиональный рост, — считает Майя Гусарина.
От проведения пленэров выигрывают и музеи, которые могут устроить выставку или пополнить свою коллекцию художественных произведений. Выигрывает город и – шире – регион, так как это хороший ресурс для формирования туристической привлекательности и создания культурного бренда территории. За примерами далеко ходить не надо. Возьмите то же Вятское, где при поддержке мецената Олега Жарова пленэры проводятся уже шесть лет и привлекают к себе ведущих мастеров современности.
— Мы хотим раскачать Рыбинск! — такую задачу ставят перед собой Гусарины.
Год назад супруги открыли центр творческого развития «Цветные двери». Это и галерея, и место творческих встреч, и концертная площадка, и пространство для мастер-классов для детей и взрослых. Одним из первых мероприятий стал летний пленэр для всех желающих.
— Люди устали от изоляции, всем хотелось пообщаться, размяться, обменяться мнениями. Пришло около десяти художников, приехали студенты Ярославского художественного училища, — рассказывает Майя. — Нам было важно найти единомышленников, привлечь внимание молодежи к нашей организации – творческому союзу художников России. В Рыбинске есть таланты и ценители живописи. Мы хотим, чтобы в нашем провинциальном городе происходили интересные события: выставки, обсуждения, творческие встречи, учебы.
Второй пленэр провели осенью, третий – уже нынешней весной. В них принимали участие не только профессионалы, но и студенты, и просто любители живописи, которые раньше мало имели дело с кистями и красками, но очень хотели бы научиться. Гусарины как наставники консультировали новичков, подсказывали, как писать с натуры. Выставки живописцев Творческого союза художников состоялись в Череповце, Тутаеве, Рыбинске.
— Мы почувствовали: отклик идет большой, людям это нужно, — отмечает Сергей Гусарин. — Не секрет, что сейчас художники редко выбираются на выставки в мегаполисы, в столицу. Мы стали гораздо меньше обмениваться выставками с другими городами. Сравнить свое творчество не с чем, сказать критическое слово некому. А если похвалили, вообще утонул в патоке. Художник успокаивается и останавливается в своем творческом развитии. А как остановился – умер. Постоянно нужны критический взгляд со стороны, обмен опытом, энергией. Пленэры, такие выставки – как раз об этом. Когда видишь, сколько лазури, сколько чистых цветов, какие свободные мазки, интересные подходы, разные темпераменты, эмоции, в сознании происходит культурная революция!
Свои пленэры Гусарины проводят на общественных началах. У них нет спонсоров, как нет и платы за участие для художников. Такой альтруизм, скорее, исключение. Как правило, пленэры организуют музеи или меценаты, а взамен получают картины для своей пленэрной коллекции. И всем хорошо. По такой схеме проводятся и пленэры в Вятском. Творческие лаборатории там поддерживают Олег Жаров и оперная певица Любовь Казарновская.
В мартовском всероссийском пленэре «Некрасовская Русь» принимали участие очень сильные художники, яркие творческие индивидуальности, в том числе почетные члены Академии художеств России, заслуженные художники России. За несколько дней они создали около 500 работ.
— Я подумала, будет очень жаль, если художники разъедутся, и их работы люди не увидят, — говорит Майя. — Возникла мысль устроить большую выставку у нас в «Цветных дверях», чтобы была возможность увидеть работы вместе, полюбоваться, поучиться, познакомиться с мастерами лично, пообщаться.
Художники идею поддержали: «Картины должны общаться со зрителем, а не пылиться в мастерской». Так в Рыбинске открылась выставка академического пленэра, на которой представлены около двухсот работ выдающихся мастеров современности. Все они написаны на природе за полтора-два часа. От пленэриста требуется огромная концентрация, и здесь она ощущается.
— Я для себя открыл много новых художников: Андрей Захаров, Андрей Селенин, Саша Бобров, Иветта Лохматова, Наталья Григорьева, Анна Абидина, Николай Буртов, братья Сергей и Максим Сидоренко, Бато Дугаржапов. Во Франции его считают лучшим импрессионистом современности. Все художники с именами, откройте интернет – про каждого можно прочитать много интересного, — говорит Сергей Гусарин. — Они постоянно в движении – как кочевники. Приехали с пленэра из Вятского, буквально через несколько дней улетели в Ялту, после этого – в Казань. Они легки на подъем. Этюдники, валенки с калошами – уже в багажнике. Садятся за руль и едут – на Белое море, в среднерусскую деревню, в Европу.
Гусарины надеются, что в будущем сотрудничество с вятскими пленэрами продолжится. И «Цветные двери» будут открыты для новых выставок российских мастеров. Еще одну идею предложили в Рыбинском музее-заповеднике. Оценив высокий уровень работ, музей- щики предложили делать у себя небольшие реплики больших выставок с пленэров в Вятском.
Выставку российских пленэристов уже посетили порядка двухсот рыбинцев. Особенно здесь рады молодежи: школьникам, студентам полиграфического колледжа, учащимся художественной школы и православной гимназии. Дети рисуют в окружении картин, стараются осмыслить задумку художников.
— В нашем провинциальном городе популяризация искусства очень важна, — уверена Майя. — Нужно постоянно что-то рассказывать, вести просветительскую работу, особенно среди подрастающего поколения, чтобы дети понимали: искусство – это серьезно, а художник – серьезная профессия.