Срок сдачи железнодорожного вокзала — ноябрь текущего года. К этому времени должен быть восстановлен дебаркадер, закончена внутренняя и внешняя отделка.
Как продвигается реставрация здания и какие при этом возникают трудности, рассказала архитектор-реставратор, научный руководитель проекта Наталья Гончарова.
«В шумном платье муаровом»… «Мороженое из сирени»… «Ананасы в шампанском»… Изысканные образы Игоря Северянина в обновленных интерьерах рыбинского железнодорожного вокзала вспоминаются неслучайно. Ведь в XIX веке вокзалы были не только местом посадки-высадки пассажиров.
Там проводились балы, торжественные приемы и музыкальные концерты. Само слово «вокзал» первоначально означало «парк с концертным залом для увеселительных эстрадных представлений».
Здания вокзалов были призваны украшать города. Их строили по проектам знаменитых архитекторов, расписывать залы приглашали не менее именитых художников. Рыбинский железнодорожный вокзал, построенный в 1905 году по проекту Симы Исааковича Минаша, не уступал своим собратьям по красоте и гармоничности.
Восстановить былое великолепие, вернуть его роскошь и лоск — задача архитектора-реставратора, научного руководителя проекта Натальи Гончаровой. С этой целью она стремится во что бы то ни стало сохранить изначальные, «родные» элементы декора здания.
В настоящее время внешняя отделка вокзала практически завершена — восстановлена лепнина, покрашены фасады. В работе — часы, кованые картуши парапета и карнизы-кронштейны, поддерживающие навесы над дополнительными входами. Над ними работает рыбинский мастер Александр Третьяков. Он же выкует кронштейны для дебаркадера, который некогда возвышался над перроном, а также ограждения новых пандусов и кованую ограду вдоль перрона.
Внешний вид дебаркадера восстановили по старинным фотографиям. До его монтажа необходимо переложить подземные коммуникации и провести реконструкцию железнодорожных путей. К этим работам уже приступили.
В зале ожидания восстановили лепной карниз и филенки на стенах. Лепной цветочный фриз ресторанного зала покрасили золотой краской — будущий вокзал приобрел крайне презентабельный, даже шикарный вид.
Ярославские реставраторы восстанавливают деревянные порталы, люстры с хрустальными подвесками из вестибюльного зала. По их подобию заказали светильники для зала ожидания, потому что «родные» здесь не уцелели. По образцам из ресторана выполнили и лепные плафоны в зале ожидания.
От нескольких слоев масляной краски очищены обе винтовые лестницы. Литые ажурные узоры смотрятся теперь совершенно по-другому.
Восстановлено кованое узорчатое ограждение лестницы, ведущей из вестибюля ресторанного зала на второй этаж. Кстати, на одной из ее бетонных ступенек сохранилось клеймо петербургского мастера.
Выбирая цвета для восстанавливаемых интерьеров, реставраторы ориентируются на первоначальные, выявленные с помощью зондажа оттенки. Но из-за многочисленных поздних наслоений они обычно предстают в искаженном виде. Поэтому очень редко бывает, когда историческое здание удается покрасить с первого раза. Как правило, и на наружных стенах, и в интерьерах делают по нескольку пробных выкрасок, пока не найдут нужный тон.
— У меня с рыбинским вокзалом сложились какие-то родственные, на генном уровне, отношения, — говорит Наталья Гончарова, — наверное, поэтому удалось попасть в цвета с первого раза.
Хотя это было непросто, ведь тон стен должен сочетаться не только с оттенками потолков, его надо увязать и с деревянными панелями, и голубовато-зеленой плиткой стен, и серо-желтой пола.
Деревянную обшивку нижней части стен в зале ожидания восстанавливают по единственному образцу, чудом сохранившемуся за одним из киосков. Кусок панели шириной 1,5 метра из хвойных пород дерева обнаружили совершенно случайно. Теперь реставраторы изготавливают такие же для обшивки зала и кассовых павильонов.
А вот со стенами вестибюля, ресторанного зала и соединяющего их коридора вышла задача посложнее. Их нижняя часть была облицована фаянсовой (из белой глины) плиткой, покрытой сине-зеленой глазурью. По верхнему краю плитки был пущен декоративный фриз с изображением характерных для стиля модерн лилий.
Вряд ли современные рыбинцы помнят эту красоту, потому что многие годы плитка была закрашена масляной краской. Часть ее не сохранилась, другая -деформировалась, была разбита в местах крепления батарей центрального отопления. Раньше такой декор привозили из Германии, сейчас недостающие фрагменты взялись изготовить ярославские реставраторы. К крупным производителям с такой просьбой даже не обращались, потому что эту красоту можно сделать только вручную.
Долго пришлось искать и изготовителя напольной плитки, которой выложены зал ожидания и коридоры. Уникальность ее заключается не в том, что она имеет срезанные углы, а в размере 14х14 см. Такую сейчас вообще не выпускает никто. С трудом удалось найти производителя, который согласился изготовить плитки со стороной квадрата 15 сантиметров, цветов, максимально приближенных к «родным» — серому и желтому, с коричневыми квадратиками-вставками.
Реставрационные работы в рыбинском железнодорожном вокзале выполняют несколько реставрационных фирм. Одна из них — ярославская компания ООО «МАН». У ее руководителя Андрея Маслова отношение к этому объекту особое — и потому что здание уникальное, и потому что сам он рыбинец и хорошо знает, каким был вокзал раньше.
— Мы очень постараемся восстановить этот объект, каким его помним и каким он предстает на старинных фотографиях и в изыскательских работах, чтобы российские традиции жили, чтились и сохранялись. Думаю, когда люди придут на вокзал по окончании работ, они получат большое эстетическое удовольствие, — говорит подрядчик.
Как правило, эстетическое удовольствие вызывают у нас гармонические сочетания, в которых отдельные элементы находятся в определённых отношениях друг с другом; дисгармонические сочетания, наоборот, вызывают неудовольствие.