«Спасибо вам большое, я стал больше знать», «Да никаких перемен не надо, и так все хорошо». Такие и подобные отзывы получила Ольга Труняева, когда решила выяснить у своих питомцев, что нужно изменить в работе предприятия.
Но в то, что перемены не нужны, Ольга не поверила. Потому что она сама все время находится в движении. Физическом, интеллектуальном, организационном. И называется этот процесс развитием.
Собственно, и само предприятие носит имя МАИР — Малая академия интеллектуального развития. Появилось оно два года назад. Но с детьми Ольга начала заниматься сразу после окончания Ярославского государственного университета, получив диплом психолога.
— Начала работать по специальности в детском санатории «Черная речка», — рассказывает Ольга. — Двадцать один день нам давался на то, чтобы адаптировать детей к новой среде, развить познавательные интересы.
Оказалось, что для поставленных задач срок слишком мал. А затем я попала в систему образования, перейдя на работу в Рыбинский полиграфический колледж. И здесь столкнулась с новыми проблемами.
Нет, проблемы были не у Ольги. Были они у детей, которые не могут легко и просто погрузиться в новый коллектив, найти друзей и наставников. Простой пример: один-единственный конфликт с учителем может нарушить всю дальнейшую судьбу ребенка, потому что когда пропадает доверие, вместе с ним может уйти и интерес к предмету.
И даже если у школьника или студента есть способности, они уже не получат должного развития. Вместо этого появляются проблемы в учебе, коллективе, семье.
И тогда у Ольги возникла идея создать в Рыбинске такой центр, где у ребенка была бы возможность найти себе помощника в изучении предмета.
— Пусть сначала просто возникнет интерес к предмету, — говорит Ольга. — Затем исчезнут пробелы в знаниях и, если у ребенка есть способности, можно заниматься углубленным
изучением науки. А главное — появляется желание учиться.
Тот, кто никогда не сталкивался со школьными проблемами своего ребенка, вряд ли поймет их глубину и сложность. Да и не замечаем мы в суете повседневной жизни тот момент, когда наступает «час икс» и повернуть все вспять становится очень трудно.
Вроде ребенок каждый день ходит в школу, учит домашние задания, отвечает на вопросы учителя в классе. А в конце четверти мы хватаемся за голову: «Откуда двойка?!». А эта «двойка» копилась от урока к уроку только потому, что у школьника нет контакта с учителем.
И она совсем не означает, что у вашего ребенка нет способностей к этому предмету. Но выяснять причины и «разруливать» ситуацию становится слишком поздно. Да зачастую и недосуг нам разбираться в истоках неприятностей наших детей. Куда проще отругать, заставить зубрить и, в конечном счете, получить свое заслуженное «удовлетворительно». А могла ведь быть и отличная оценка!
— Вначале я стала мечтать, — рассказывает Ольга. — Ставить себе самые сложные задачи и рисовать идеальные картинки. Хотелось создать городской центр для дошкольников и школьников, в котором было бы все: восполнение пробелов в знаниях, психологическая адаптация к школьной среде, углубленное изучение любого предмета. Затем — обмен опытом, конференции, взаимодействие со школами и учреждениями дополнительного образования, общие праздники…
Мечты мечтами, а к своему предприятию Ольга подошла серьезно. Она изучила опыт других городов, где подобные центры действуют уже некоторое время, проанализировала конкурентную среду Рыбинска и выяснила, что на этом рынке услуг уже работает несколько организаций.
— Это, например, муниципальное учреждение «Молодые таланты», — говорит Ольга. — Но оно старается привлечь способных детей, развивать уже видимые таланты. Еще есть частные предприятия, которые специализируются на работе с дошкольниками. А ниша восполнения пробелов в знаниях оказалась свободной.
Ольга, конечно, не отказалась от всех своих идей. Она арендовала помещение и в первый же год после создания МАИР дала объявления по всем задуманным направлениям работы. Но практика показала, что с ходу «объять необъятное» не так-то просто.
Дошкольников набралась только одна маленькая группа, которая с трудом компенсировала затраты на содержание. Все, что связано с профессиональной психологией, пришлось отложить на потом, так как Ольга продолжала работать по найму, поскольку денег на академию все время не хватало. Кроме всего прочего, пришлось брать банковский кредит и покупать для академии собственное помещение.
— Сегодня мы занимаемся ликвидацией пробелов в школьном образовании, углубленным изучением отдельных предметов и английским языком, — рассказывает координатор проекта Надежда Бородулина.
Надежда Владимировна — мама Ольги и ее лучший помощник. Координатором она называет себя с улыбкой. Она составляет расписание, договаривается с учителями, занимается рекламой. Еще она открывает-закрывает двери в академии, сама убирает помещения, дружит со всеми родителями и… восполняет собственные пробелы в знаниях.
— Одно время не могла оторваться от биологии, — рассказывает Бородулина. — Оказалось, что это так интересно! Даже для меня, человека далеко не молодого. Повезло с учителем — дети слушают ее, затаив дыхание.
Впрочем, повезло — слово не совсем верное. К подбору коллектива в академии подходят очень серьезно. Здесь работают заслуженные учителя, преподаватели с высшей квалификацией. И как-то так получилось, что все, независимо от возраста, с активным творческим характером. Здесь используют интернет и видеоуроки, музыку и опыты по выращиванию растений. На изучение физики в академию ходят не только школьники, но и окончившие средние специальные учреждения. А на английский язык — даже те, кто готовится к работе в иностранных компаниях.
— Помимо восполнения пробелов в знаниях, мы готовим ребят к сдаче экзаменов в 11 и 9 классах, к поступлению в вузы, занимаемся углубленным изучением школьных предметов — рассказывает Надежда Бородулина. — Уже сейчас, спустя два года, у нас есть «звездочки» по математике, биологии, естествознанию, другим школьным предметам.
По сути академия занимается репетиторством. Но репетиторством организованным, когда и учителя, и ученики чувствуют себя защищенными. Педагоги лишены необходимости искать для себя занятия, бегать по домам своих воспитанников. Ученики чувствуют себя вполне комфортно в группах из трех-пяти человек.
А плата за это удовольствие вполне умеренная. Например, академический час по подготовке к экзаменам стоит 300 рублей, репетиторство по любому предмету в группе — 200 рублей. Два часа изучения профессионального английского обойдется в 450 рублей, а курс подготовки для туристов, состоящий из 12 занятий (два раза в неделю по два часа) — 3 600 рублей.
Сегодня в МАИР занимается около ста человек. А Ольга Труняева и Надежда Бородулина строят планы на будущее. С нового учебного года здесь намерены возобновить работу с дошкольниками, увеличить количество групп, расширить список предметов. Ну и решать проблему с помещением, которого становится мало.
— Да, это бизнес, — Ольга отвечает на вопрос о статусе своего занятия, не задумываясь. — Но бизнес своеобразный. Здесь не стоит ждать суперприбыли, здесь могут работать только увлеченные люди. Нам повезло. Занятия с детьми нравятся и мне, и маме, и нашим преподавателям. А в результате нравятся и детям. И самое главное — у нас всех вместе получается исправить школьные ошибки, дать дополнительные знания, адаптировать детей к жизни в коллективе.