Рыбинские фолк-рокеры в поисках выхода на мировой уровень. В планах самобытного коллектива — сотрудничество с международным лейблом RCD.
Побратались
Если группа существует лет десять, а особенно в провинции, где «продолжительность жизни» музыкальных проектов крайне невелика, это уже что-то. «Сиблинги» в этом смысле — одни из немногих рыбинских «могикан». Более того — со своим оригинальным стилем, что уж совсем редкость.
Все началось на рассвете 21 тысячелетия, когда встретились дорожки трех музыкантов: Сергея Васильева, Алексея Ларина и Александра Шушкова, более известного в народе как Шульц. Впрочем, корни коллектива уходят еще глубже — в «Бежин луг».
Ностальгически-тургеневским именем в девяностых был окрещен более ранний совместный проект, детище Шульца. Для новой группы тоже потребовалось емкое и запоминающееся название: как вы яхту назовете, так она и поплывет. Все решил случай. «Сиблинги» появились с легкой руки друга музыкантов.
— Знакомая у него писала курсовую на эту тему, — поясняет Сергей Васильев, руководитель и вдохновитель проекта «Сиблинги». Приятный уху звукоряд оказался психологическим термином с подходящим значением: потомки одних родителей, дети одной семьи. Так и «побратались».
Смесь всего со всем
Дебютный студийный альбом был записан в 2000 году и получил имя «Рогнеда». Уже в нем чувствуется тяга к корням: истории, мифологии, причем самой разной — скандинавской, славянской, ямайской…
Музыкальное пространство, где раскинули свой лагерь «Сиблинги», принято называть фолк-роком или еще более размытым понятием — инди (independent music — «независимая музыка», включающая в себя самые разные направления, обиняком стоящие от коммерческой попсы).
Точное определение стиля, в котором работают музыканты, дать вряд ли получится. (Скажите, разве можно втиснуть в тесную клетку какого-нибудь -изма творчество БГ? Здесь история похожая).
— У нас фьюжн, смесь всего помаленьку, — смеются музыканты.
Фолк, пропущенный через сито рок-н-ролла и лирических баллад, приправленный элементами ритм-энд-блюза, и рэгги — в терапевтических дозах. Как-то так условно можно описать музыкальный рецепт от «Сиблингов». Смесь может показаться гремучей, однако многолетний опыт живых выступлений показывает, что ингредиенты подобраны верные и в нужных пропорциях.
А на интернет-портале «Фолк Центр» рыбинские «Сиблинги» и вовсе значатся в тройке самых просматриваемых российских групп. Музыкальный почерк у них действительно неповторим. Помимо типичных для рок-групп инструментов, они используют «академическую» виолончель; в их композициях слышатся и балалайка, и мандолина, и арабский барабан-дарбука.
Однако «народность» у «Сиблингов» большей частью все-таки в образах и тематике текстов, нежели в звучании.
В их песнях вьют льняные венки синеокие девы, пируют варяжские боги — Один с Тором, а в пении птиц слышится голос языческого Стрибога… Запоминающиеся мелодии плюс интеллектуальные тексты в лучших традициях русской лирики. С рефлексией, поиском вечной любви или седых корней, диалогами с той, что стоит за левым плечом.
«Что на том берегу меня ждёт?/ Свет венца или смертная сталь? /Молча взгляд мой щупает даль./ Что на том берегу меня ждёт?».
При этом творчество «Сиблингов» настолько разноплановое, что в нем находится место не только фолку. В сотрудничестве с Алексеем Батраковым — актёром, музыкантом и аранжировщиком Рыбинского театра драмы — группа работает над музыкой к спектаклям. Народ лихо отплясывает под разухабистые, ироничные песни про «поколение дворников и сторожей». Герои их «Проф-альбома» — сталевары, сантехники, слесари и так далее — по списку вакансий.
Мифы и прообразы
В «Сиблингах» пишут и Ларин, и Шульц, но все-таки большинство композиций — за авторством Васильева.
Учитель географии по образованию, он и в творчестве пытается заглянуть подальше за горизонт. Его стихи замысловатые, где не все на поверхности, порой запутанные, как «дреды Велеса». Этот образ языческого божества лег в основу одноименного альбома 2011 года.
— «Дреды Велеса» — олицетворение леса Руси, его силы и энергетики, — объясняет символику Сергей. — Леса наши богаты и простираются на многие километры, от Северо-Запада России до Урала, Сибири и далее на восток. Бросьте взгляд с высоты птичьего полёта на это зрелище и величие деревьев, на вкрапление крупных и мелких речушек.
Действительно, чем не дреды?
Другим самобытным автором, серьезной музыкальной личностью в команде является Александр Шушков.
У Шульца свой особый мир, своя загадка, атмосфера и мелодика. Их не спутаешь ни с чьими другими.
Ульрика и Серафима
Васильев вообще чутко прислушивается ко всему необычному — словам, именам, и они тянут за собой корабли ассоциаций. Так произошло и с «Ульрикой» — одной из самых популярных песен «Сиблингов».
— Ни о какой Ульрике я и не слышал, пока не заглянул к своему приятелю. У него в гостях сидела девушка, она даже не обернулась в мою сторону и продолжала играть в «DIABLO» на компьютере. Своего персонажа она назвала Ульрикой. Слово как-то сразу запало в душу. И не только слово, но и девушка. Может, оттого, что влюбился, я сам придумал себе эпос: будто живет девушка, божество, которая присутствует во всем на свете.
«Ульрика — пламя костра,/ Ульрика — лип да дубов кора,/ Ульрика — белому времени течь,/ Ульрика — ясного месяца ночь светлым-светла…»
А через два года после «Ульрики» появилась «Серафима» — альбом 2004 года, названный в честь первой дочери музыканта. Именно он вывел «братьев и сестер» на широкую дорогу.
— До этого группа была фактически студийной, особо о нашем существовании никто и не знал. Выступали мы во всяких ДК-шках по Рыбинску, Тутаеву, в поселке Песочное, за пределы области вообще не выезжали.
Как только записали «Серафиму» в самиздате, стали всем дарить, распространять.
И додарились до того, что весть о «Сиблингах» вышла за пределы региона, их услышали, стали приглашать.
Вдохновившись успехом, ребята решили взяться за музыку профессионально. Стали обильно репетировать, завели свою базу — тогда под крыло их взял ДК «Переборы», за что «Сиблинги» благодарны его директору Евгению Ушакову.
С этой поры рыбинская группа осваивает московские клубы, концертные и фестивальные площадки Иванова, Рязани, Воронежа, курортов Абхазии и Крыма. Довелось играть даже на чемпионате мира по рэндзю в Архангельской области.
Словом, обзавелись понемногу своей аудиторией слушателей в самых разных уголках света. Одни приходят на их концерты за щедрой дозой раздумий, другие — отплясывать под зажигательные рок-н-роллы.
Профессионалы и пираты
На волне подъема группа приступила к работе над альбомом «Гусли Неба да Земли». В 2008 году он увидел свет на российском фолковом лейбле Sketis Musiс и разошелся по России. А спустя еще три года музыкального материала накапливается на увесистый двойник. «Но мы же не «Битлз», — улыбаются ребята.
Чтобы альбомы лучше продавались, «Сиблинги» выпускают два разных диска: — «Луна и Солнце» и «Дреды Велеса». Уже всем понятно, что группа выходит на совершенно иной уровень.
За 10 лет несколько раз менялся состав, уходили одни, присоединялись новые музыканты. В настоящее время музыкальное семейство «Сиблингов» — это Сергей Васильев (автор музыки и текстов, голос, акустическая гитара); мультиинструменталист Олег Казанский (гитара, баян, балалайка, мандолина); бас-гитарист и также автор музыки и текстов Александр Шульц, клавишник Александр Макалов, перкуссионист Михаил Лукьянов и виолончелистка Валентина Яковлева. Ее появление в «Сиблигах» тоже почти случайно.
— Я работаю в муниципальном оркестре, играю там совсем другую музыку, — рассказывает она. — И раньше к рок-среде Рыбинска вообще никакого отношения не имела. Но однажды попала на квартирник в «Викулин-студию», просто пришла с подругой за компанию.
И неожиданно получила предложение: «А вы на виолончели играете? Может, с нами пару песен запишете?» На этом все закончилось, прошло три месяца — ни слуху ни духу. Потом звонят: «Валюша, надо на репетицию. завтра». Так и влилась. Отношения в коллективе дружеские, все друг друга поддерживают, бывает, конечно, спорим. И правда, всё, как в семье.
Последние релизы «Сиблингов» оказываются настолько удачными, что группой из Рыбинска заинтересовались чехи — пражское представительство крупнейшего международного лейбла RCD. В настоящее время ведутся переговоры о сотрудничестве.
Когда зашла речь о контракте, менеджер западной фирмы звукозаписи отметил: такого звучания от русских брендов он ещё никогда не встречал. Западу, по большому счету, не нужно русских — ни Пугачевой, ни Киркорова, ни Баскова. Там интересно «сущее творчество» — то, что сейчас, по мнению европейцев, создается только в глубинке. Почему бы не в Рыбинске?
Единственное условие чехов — на корню истребить то, благодаря чему о «Сиблингах» и узнали. А именно — повсеместное распространение песен в Сети. В рунете пока царит полный коммунизм — «все вокруг колхозное, все вокруг мое». И зарабатывают музыканты не с продажи дисков, а только с концертов.
В Европе же авторское право — это святое, и с пиратами не миндальничают. Выложил в Интернете песню, даже в низком битрейте, считай — выкинул деньги на ветер.
И если в том, чтобы сочинять и петь, «Сиблинги» преуспели, то в деле продаж и продюсирования им еще многому предстоит поучиться. Хотя бы у западных «старших братьев».