Темы 25 июня 2021 10:00

О подвигах, о доблестях, о славе

Рассказываем о рыбинском музее, посвященном истории полиции и людям, которые охраняли порядок в городе и стране

В Рыбинске хватает музеев, посещение которых туристы обязательно включают в свой маршрут. Но есть и неизвестный широкому кругу Музей полиции на улице Свободы, 14. В него не попасть с улицы, но определенно стоит попробовать, чтобы взглянуть на историю города под другим углом.

Музей существует почти шесть лет и периодически пополняется новыми экспонатами и интересными фактами из истории сыска. Здесь можно увидеть, какие злодеи держали в страхе Рыбинск, кто выводил их на чистую воду, и что за хитрости помогали рыбинским следопытам бороться с преступностью.

Посетителям разрешается не только смотреть, но и трогать рабочие инструменты криминалистов – особый восторг это вызывает у школьников, они здесь – частые гости.

А недавно в музее появился стенд, посвященный рыбинскому ОМОНу, созданному в 1993 году.

Бывший начальник убойного отдела уголовного розыска Вадим Камбулов по крупицам собирает в архивах уникальные сведения. Создавая экспозицию боевой славы ОМОНа, он хотел показать тяжелые будни людей, выполняющих сложные боевые задачи.

Омоновцы – загадочные личности. Мы привыкли видеть их в масках и бронежилетах. Они не стремятся рассказывать о себе и хвастаться медалями.

— Мало кто знает, что в рыбинском ОМОН 13 кавалеров ордена Мужества, – говорит Камбулов. – Вот 1996 год, вроде бы недавно все в нем жили, а что такое было, представления не имеют.

«Такое» – это Грозный. Кровавая страница истории, которую хочется вырвать из летописи. Тогда 45 омоновцев из Рыбинска под руководством Александра Градова несли службу в горячей точке, в комендатуре Заводского района и на двух блокпостах – 11-м и 13-м – через реку Сунжу, а также в так называемом «Скелете» – недостроенной высотке в трехстах метрах от комендатуры. Для многих это была первая командировка на Северный Кавказ.

Днем бойцы осуществляли досмотры на КПП, ночью – отражали обстрелы боевиков.

3 августа 1996 года на боевое дежурство заступило отделение Александра Туркина. Все силы – 8 сотрудников отряда и 20 солдат-срочников. Накануне местные предупредили, что боевики готовят захват Грозного, вокруг скопилось около 300 бойцов группировки Басаева. Нашим военным было предъявлено пять ультиматумов с требованием сдаться, текст одного из них есть на выставке. После каждого следовал шквальный обстрел. Однажды боевики стали сливать бензин из дома напротив прямо на дорогу в надежде, что он протечет под БМП, и омоновцы сгорят в огне. Женя Владимирский опередил их – он разнес дом из гранатомета.

Рыбинский ОМОН. Грозный. Февраль 1995 года

— Утром 6 августа началась операция «Джихад» под руководством Шамиля Басаева. В первый же час все объекты, которые охраняли рыбинцы, попали под огненный штурм, – рассказывает Камбулов. – В отряде появились раненые – Геннадий Садиков, Андрей Ченчиков, Сергей Беляев, потом контузило Павла Морозова, серьезно ранило Романа Костина. Наши парни не только спаслись сами, но и помогли выбраться из мясорубки нижегородским собровцам, оборонявшим здание УБОП.

На 13-м блокпосту рыбинцы отстреливались, принимали раненых, оказывали первую помощь. Прямо здесь развернули подобие госпиталя. Виктор Костров помогал санинструкторам 101-й бригады ампутировать руку молодому солдату-срочнику, у которого началась газовая гангрена. Боец выжил.

«Боевики укрылись за Сунжей, в частном секторе. Несколько наших ребят были ранены. И тогда один из бойцов ОМОНа принял решение. Взял снайперскую винтовку, запас патронов, на всякий случай попрощался со всеми и шагнул в темноту. Его не было около суток. Тремя выстрелами он уничтожил весь минометный расчет. 24 августа 13-й блокпост самостоятельно прибыл на машине в комендатуру. Потерь среди наших не было». На стендах музея – воспоминания бойцов, от которых становится страшно и сегодня.

Здесь и фото бойцов, сделанные на передовой. Кто перевязан, кто с автоматом наперевес, в пыльной одежде, небритые, настоящие, живые.

Александр Градов вспоминал, что было очень трудно, не хватало еды, воду добывали, роя касками землю, но все держались. Очень хотелось вернуться домой живыми.

Эти каски есть в экспозиции. А еще – потрепанные войной бронежилет, танковый шлем и гитара. Именно она помогала не сойти с ума там, где каждый день проливалась кровь.

Все 45 сотрудников рыбинского ОМОНа вернулись живыми. За эту командировку девять человек получили ордена Мужества.

Но место подвигу было не только на войне, а и в обычной жизни. Омоновец Сергей Коптелов получил орден за задержание на улице Молодогвардейцев в Рыбинске вооруженных преступников, совершавших разбои. На выставке есть подробности этой истории.

— Воспоминания свидетелей того времени необходимы, они дают реальное представление о службе в правоохранительных органах. Если в музее не будет жизни, он превратится в скучное хранилище экспонатов, – считает Вадим Камбулов.

И у него еще много планов.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Людмила 15:15 | 25 июня 2021

Надежда, спасибо

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме