Сегодня мы открываем новую рубрику — «Об автобусе — из первых уст», в которой будем рассказывать об истории городского пассажирского автотранспорта, о последних событиях в ОАО «ПАТП №1». О людях, благодаря которым мы можем вовремя приехать на работу или совершить тур по торговым точкам, а на выходные уехать на дачу, которых мы порой не замечаем, но без них можем оказаться в безвыходной ситуации.
18 июня бывшее МУП «ПАТП №1» стало открытым акционерным обществом. Что произошло на предприятии в связи с его акционированием и чего нового ожидать жителям в работе автобусов, рассказал генеральный директор ОАО «ПАТП №1» Евгений Которков.
Процесс акционирования предваряла продолжительная и непростая работа. Менялось название и форма собственности, переоткрывались счета в банках и переоформлялись кредиты. Обычные предприятия при реорганизации на несколько дней приостанавливают свою работу. ПАТП №1 позволить себе этого не может. Более сотни автобусов ежедневно должны выходить на линию.
— Ситуация была достаточно сложная, нам приходилось договариваться с партнерами о поставке топлива и комплектующих без оплаты, — рассказывает Евгений Которков, — но я думаю, что горожане каких-либо изменений в работе автобусов не заметили — это заслуга всех наших подразделений и служб.
Процедура приватизации ПАТП №1 продолжается.
В настоящее время проводится работа по выпуску акций, после чего их выставят на продажу. С помощью автотранспортного предприятия город планирует пополнить бюджет, получить дополнительные средства на решение важных социальных задач. А ПАТП №1 продолжит работу.
Программа повышения эффективности
Как бы хорошо предприятие ни работало, новый собственник всегда ставит задачу работать еще лучше. Руководство ПАТП №1 к этому готово. Совместно с департаментом ЖКХ, транспорта и связи был разработан план финансового оздоровления предприятия, хотя за последние годы в этом направлении и так было сделано немало. Такой показатель эффективности работы, как затраты на километр пробега, в ПАТП №1 является одним из лучших в регионе.
Обновление подвижного состава как основное направление программы повышения эффективности работы предприятия позволило снизить средний «возраст» автобусов ПАТП №1 с 10,5 до 4,5 лет. За счет обновления подвижного состава удалось до минимума свести ремонтные работы на автобусах. Как следствие — оптимизирована численность вспомогательного персонала: если совсем недавно на предприятии работало более 900 человек — сейчас 800 сотрудников ПАТП №1 обслуживают 175 машин. В среднем получается 4,5 человека на автобус, и всё это при том же объёме транспортной работы.
— В этом году мы взяли тайм-аут, чтобы рассчитаться по основным договорам лизинга и банковским кредитам, — говорит Евгений Юрьевич, — но в 2014 году работу по обновлению подвижного состава планируем продолжить, тем более что областной департамент энергетики и регулирования тарифов установил для нас новый тариф, мы серьезно занимаемся оптимизацией затрат и повышением эффективности перевозок.
Экономичное газовое топливо
Возможно, что уже в будущем году на улицах Рыбинска появятся автобусы, работающие на газовом топливе. Соответствующее постановление о переводе 50% общественного транспорта на газ премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал месяц назад, в мае, но специалисты ПАТП №1 уже проводят подготовительную работу, изучают рынок, знакомятся с особенностями работы новых машин.
— Мы должны подготовиться заранее, — объясняет Евгений Которков. — Если будет принята федеральная программа по переводу муниципальных автобусов на газ, если государство определит финансирование на эти цели, то мы должны среди первых принять в ней участие и приобрести для Рыбинска экологически чистые и экономичные машины.
Высокая социальная ответственность
Мы так привыкли к бесперебойной работе транспортников, что не замечаем ее. В то же время условия, в которых работает предприятие, со временем становятся менее благоприятными. Все большее число рыбинцев пересаживаются на личные автомобили, объемы перевозок падают, а конкурентов становится больше. В городе существует сеть частных маршрутных такси, которые снимают сливки: перевезут пассажиров в часы пик и в семь вечера заканчивают работу. А трудяги-автобусы не сходят с линий до 23 часов, многие отправляются в парк уже за полночь.
Ни одно значимое городское мероприятие не обходится без активного участия автобусов ПАТП №1. Летом социальная нагрузка на коллектив предприятия ещё больше увеличивается: автобусы обслуживают сезонные «дачные» маршруты, перевозят детей в летние загородные лагеря.
ПАТП №1 осуществляет перевозки по 30 маршрутам общей протяжённостью 500 км, из которых 90% являются сугубо социальными и не приносят прибыли. Например, маршрут № 5 «Железнодорожный вокзал — поселок ГЭС» имеет протяженность 17 км. Он считается городским, поэтому одна поездка стоит 16 рублей. Если бы этот маршрут был межмуниципальным, а для этого есть все предпосылки, потому что значительную часть пути «пятерка» идет по территории района, то каждый километр стоил бы 1 рубль 68 копеек, а вся поездка одному человеку обошлась бы в 29 рублей. И таких примеров можно привести много.
— ПАТП №1 — социально ориентированное предприятие, и никто, кроме нас, не возьмет эту огромную ответственность на себя, — говорит генеральный директор предприятия Евгений Которков.