В небольших городах вроде Рыбинска, где часть поездок совершается на расстоянии менее 10 километров, автомобиль легко можно заменить велосипедом. И велосообщество у нас активно. А значит, потенциал развития сети веломаршрутов высок.
Идея связать единой велосетью районы Рыбинска прозвучала прошлой осенью. Спустя полгода ее начали воплощать в жизнь. В проект благоустройства Волжского парка вошло создание двухполосной велодорожки протяженностью почти три километра. Она берет начало от водоканала и тянется до стадиона «Сатурн». По словам замглавы по городскому хозяйству Алексея Рябченкова, обустроить ее в зеленой зоне оказалось несложно. В дальнейшем дорожку продлят по улице Академика Губкина, бульвару Победы и проспекту Серова.
Гораздо труднее организовать условия для комфортного, а главное, безопасного передвижения велосипедистов на территории плотной застройки. Однако уже осенью велодорожка появится на Скомороховой горе – при масштабном ремонте центральной улицы.
— Она будет протяженностью 600-700 метров – от улицы Красных Командиров, по четной стороне улицы Моторостроителей до Плеханова, — рассказывает Рябченков. – Ширина дорожки, которую можно сделать в этих условиях, – 2,5 метра. Нам придется на метр сузить проезжую часть и захватить полтора метра газона. Проект по объему работ сложный. Вдоль улицы установят современные фонари – одни будут подсвечивать тротуар, другие – велодорожку. На днях мы объявили торги, надеемся, в сентябре подрядчик выйдет на объект и не подведет со сроками.
Если все получится, Рыбинск сможет обогнать многие города по километражу дорожек в пересчете на одного жителя.
Организация эффективной велоинфраструктуры невозможна без изучения опыта других городов и стран. По словам Рябченкова, администрация проанализировала устройство велосети от Канады до Европы. Интересно, что в стране кленового листа не защищенные от проезжей части дорожки и пересечения с ней выделяют зеленым цветом.
Зеленые дорожки могли быть и у нас, но рынок не может удовлетворить спрос, потому что зеленых природных сыпучих материалов в естественной среде нет. Поэтому дорожки в Рыбинске решили сделать красными. В состав асфальтовой смеси добавляют краситель и красный щебень. Стоимость такого покрытия существенно дороже обычного «серенького», но в администрации решили, что результат этого стоит.
Сейчас специалисты работают над концепцией, которая свяжет единой сетью велодорожек весь город, в том числе и отдаленные районы вроде Волжского, Перебор и Копаева. В Рыбинске 370 километров дорог, более 200 из которых – асфальтовые.
Проект долгосрочный. Например, в Калининграде, опыт которого интересен и рыбинцам, схема развития велосипедной сети внесена в генплан – до 2035 года.
— В перспективе – обустройство дорожки на Радищева, но все будет зависеть от финансирования, — говорит Алексей Рябченков. – В любом случае будем подключать к обсуждению общественников, велосипедистов, советоваться, как сделать лучше.
Логично, что с развитием двухколесного транспорта потребуется больше велопарковок.
Уже разработан эскиз отсеков для велопарковки с логотипом Рыбинска.