Главное Темы 22 сентября 2021 14:00

Кванториум: будущее уже наступило

Рассказываем, как живет детский технопарк в Рыбинске

Еще пять лет назад рыбинские дети и мечтать не могли о том, что они смогут программировать роботов, создавать 3D-мо-дели и компьютерные игры, разоблачать производителей молока и чипсов и добывать энергию из… бактерий.

Как изменилась жизнь школьников с появлением технопарка «Кванториум» в городе, узнали, побывав в «царстве интеллекта».

Если качать мышцы нужно в тренажерном зале, то тем, кто хочет прокачивать мозг, точно сюда. Здесь учат проектировать, изобретать, стратегически мыслить с раннего возраста.

В коридорах тихо – самый разгар учебного процесса. Там, за дверями, рождаются большие проекты маленьких людей.

Ежегодно в рыбинском «Кванториуме» учатся 3 тысячи ребят от 7 до 18 лет. 800 из них занимаются в стенах технопарка на Крестовой, 133. Для остальных почемучек работает мобильный «Кванториум». Трижды в год из Рыбинска в разные районы Ярославской области отправляется хайтек-лаборатория с педагогами и умным оборудованием, чтобы даже школьники из самых отдаленных сел, куда не дошел интернет, могли изучить технологии будущего.

— В этом году в наших рядах пополнение: в «Кванториуме» будут учиться ребята из Тихменевской, Глебовской, Покровской, Назаровской школ, — говорит руководитель технопарка Мария Шабалкина. – А еще мы открываем группы для дошколят.

С каждым годом направлений, или, как здесь говорят, квантумов, становится все больше. Сейчас их 9: IT, робо, медиа, нано, аэро, энерджи, data, VR/AR, промдизайн.

Самые популярные – робо и IT-квантумы. И это легко объяснить. Робо – единственное направление, доступное младшим школьникам-семилеткам. Первоклашки начинают  со сборки роботов из стандартных лего-деталей и, подрастая, осваивают все новые уровни, включая программирование своих созданий.

— В этом году у меня 8 групп по 10 человек, занятия идут с утра до вечера, — говорит педагог Денис Ухлин. — Сегодня у нас задание запрограммировать робота так, чтобы он, врезавшись в препятствие, развернулся и поехал дальше.

— Ездят роботы по специальному полю с цветными линиями, которое повторяет схему склада с ячейками, как, например, в крупных строительных магазинах,  — объясняет главный инженер «Кванториума» Виктор Вачин. – Ехать нужно четко по линиям. Конструкторов много – можно собрать не только машинку, но и человекоподобного робота. Есть и более сложные, профессиональные конструкторы, которые работают на тех же языках программирования, что и станки на заводах. Робота дети могут собрать за месяц-полтора, а вот программирование растягивается на год и больше.

В «айтишники» берут с 10 лет. Ребята разрабатывают приложения для телефонов, компьютеров, интернета вещей, умного дома, создают компьютерные игры. В этом году желающих на это направление оказалось так много, что пришлось открывать дополнительные группы.

— Осваивать компьютер детей, по настоянию взрослых, разумеется, подтолкнула пандемия, — считает Виктор Вачин. – Появилась возможность работать на дистанте, и все увидели, что, обладая определенными знаниями в сфере IT, можно зарабатывать деньги, находясь в любой точке мира.

— У нас домашнее задание – играть в игры, — смеется наставник Ирина Титова. – Потому что, не играя, ты не сможешь сам сделать хорошую качественную игру. В этом году продолжим сотрудничество с «ОДК-Сатурн» – предприятию нужна обучающая программа по сборке двигателя, сделанная с игровыми элементами.

У наставника Ирины Вахрамеевой в медиа-квантуме, который работает второй год, тоже много учеников. Здесь дети учатся работать в фото- и видеоредакторах, монтировать ролики, наполнять социальные сети правильным контентом. В распоряжении юных гениев – мобильные телефоны, макбуки, камеры, микрофоны и профессиональная оргтехника.

— В бизнесе есть правило: если тебя нет в интернете, тебя нет вообще. Поэтому все, что касается медиа, сейчас очень востребовано, — говорит педагог. — У нас был проект с музеем «Мотославль», ребята снимали обзоры о мототехнике и выкладывали в соцсетях, птицефабрике «Волжанин» мы обновляли отдельные страницы сайта, был проект с фитнес-центром – дети делали план его продвижения в интернете. Так они учатся зарабатывать.

Какой бы квантум не выбрал ученик, в основе образовательного процесса – продуктовый подход. Дети не просто получают набор знаний и навыков. Они с первых занятий определяют цель, к которой будут идти, придумывают свой проект и конечный продукт. Во всем этом присутствует здоровая доля свободы. Дети вольны делать то, что интересно именно им. Эта свобода их очень мотивирует. Чтобы решить поставленную задачу, им нужны знания, и они начинают их искать.

— Некоторые дети выбирают по два-три направления сразу и буквально живут здесь, — рассказывает завуч Галина Цветкова. – У нас разрешается переходить из одного квантума в другой, если ребенок понял, что ему стало неинтересно. А если есть желание продолжать занятия после окончания образовательного курса, он может учиться по индивидуальному образовательному маршруту. Это уже более серьезные проекты.

Самые прилежные ученики получают возможность бесплатно побывать во всероссийских детских центрах. В этом году более 20 ребят заслужили путевки в центр «Океан» на Дальнем Востоке.

В «Кванториуме» могут учиться даже студенты, пока им не исполнилось 18. Например, учащиеся авиационного колледжа на оборудовании технопарка создали видеотур по зданию колледжа для абитуриентов. В этом году к команде кванторианцев присоединятся студенты педколледжа.

— Будущим педагогам, которым предстоит учить детей, важно самим освоить все новейшие технологии, иначе их ученики окажутся более продвинутыми, — с улыбкой говорит Цветкова.

Кстати, сами наставники «Кванториума» тоже постоянно грызут гранит науки. Ежегодно выезжают на сессии в разные города, изучают не только технические новшества, но и получают педагогические знания – с ними подход к детям найти гораздо проще.

За пять лет существования «Кванториум» подружился со многими городскими предприятиями и организациями, которые с удовольствием воплощают в жизнь разработки школьников и поручают им ответственные спецзадания. Весной «Русская механика» выпустила детский снегоход «Рысь» в уникальном дизайне, придуманном кванторианцами. Птицефабрика «Волжанин» поручила ребятам разработать дизайн упаковки для продукции – они справились. Упаковку обещали взять в производство.

— Выполняем и социальные заказы, — говорит Мария Шабалкина. – Недавно для одного из детских садов вырезали на лазерном станке деревянные балалайки для танца. По просьбе Городской организации женщин ученики аэро- и медиаквантумов сняли и смонтировали видеоролик о доступной среде Рыбинска для участницы конкурса красоты «Невская краса» Оксаны Маловой. У нас много партнеров,  и мы рады быть полезными.

Есть в «Кванториуме» особое место, где идеи превращаются в инженерные продукты. Хайтек-цех неслучайно называют сердцем технопарка. От обилия современной техники здесь кругом идет голова: лазерные станки, 3D-принтеры, станочное оборудование с ЧПУ, позволяющее распилить, отрезать, просверлить. Правда, в этой зоне в целях безопасности дети – лишь наблюдатели, на станках работают педагоги.

А вот в кабинете радиоэлектроники экспериментировать можно самостоятельно и сколько угодно.

— Здесь ребята изучают основы электроники и схемотехники – почти все умеют паять, — рассказывает наставник Александр Жуковский. — В лего проще – собрал из набора изделие и готово, а тут, чтобы получить результат, нужно провести много времени за компьютером, в уме все продумать, должны работать абстрактное мышление, память.

Светлые головы «Кванториума» создают уникальные вещи. Вот, например, небольшой сортировочный манипулятор, который рыбинцы успешно представили на Всероссийском конкурсе детских инженерных команд в московском «Манеже». Умная железка по веб-камере способна распознать несколько разных предметов: стеклянную банку, мусор, банан, лист бумаги. Услышав голосовую команду, при помощи грузозахвата робот относит каждый из них в определенную емкость. Еще одно изобретение – домашний 3D-принтер. Над ним работает 15-летний подросток.

Сейчас у Александра учатся больше 40 ребят. Нередко, говорит он, для эмоциональной подпитки заглядывают и бывшие ученики – студенты «Бауманки» и ярославского политеха.

Оборудованию нано-квантума завидуют даже университетские преподаватели, ведь в нем есть, например, высокоточные микроскопы, при помощи которых как раз и изучают то самое «нано».

— По оснащению это один из самых дорогих квантумов – полноценная биохимическая лаборатория, — говорит Виктор Вачин. – На 186 «Кванториумов» по стране – всего 20 наноквантумов, и один из них – у нас.

Здесь занимаются сто детей из Рыбинска, а также приезжают группы из Ярославля, Пошехонья. Белый халат химика можно надеть уже с 11 лет, причем 70 процентов занятий – это не скучная теория, а захватывающая практика. Каждый день в наноквантуме полон опытов и открытий. Одна из воспитанниц получила из растений цветные пигменты и раскрасила ими футболку. Другая, ученица 5-го класса, создала штормгласс – домашнюю метеостанцию. Еще несколько ребят с помощью химического состава стабилизировали мох, и теперь кабинет украшает зеленое панно.

Тут даже бактерии работают – вырабатывают ток.

Юные микробиологи делают проект совместно с учеными Кубанского университета и института из Санкт-Петербурга. Задача проекта – найти электронесущие бактерии. Для этого кванторианцы брали пробы рыбинской земли в разных районах.

— Альтернативная энергетика, — поясняет главный инженер. — Энергии, вырабатываемой бактериями, не хватит, чтобы, например, освещать помещение, зато хватит на то, чтобы подать сигнал на включение каких-либо устройств.

С помощью лабораторных исследований дети выводят на чистую воду недобросовестных производителей чая, молока, шоколада. И всерьез задумываются создать безвредные чипсы. Ничего удивительного. Для кванторианцев будущее уже наступило.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме