Раздельный сбор отходов, коротко – РСО. Сочетание из трех слов, которое сейчас живет в лексиконе экологических активистов, защитников природы и работников ЖКХ. Однако рано или поздно оно войдет в речь, а главное – в жизнь, абсолютно каждого из нас. И скорее всего, день этот не за горами. Строительство под Рыбинском станции сортировки отходов – на уровне области это уже вопрос решенный.
На сегодняшний день сортировкой занимается только Ярославль. Совсем недавно была запущена станция в Угличе. Это приоритетная задача для региона.
Губернатор Дмитрий Миронов не раз заявлял о том, что региону предстоит поработать над увеличением доли отходов, направляемых на вторичную переработку. А для этого нужны новые объекты сортировки и утилизации.
Конкретизируя задачу, в правительстве региона заявляют о планах на строительство в Рыбинском районе современного сортировочного комплекса мощностью до 60 тысяч тонн. Регоператор по работе с ТКО «Хартия» называет дату: 2023 год.
В чем смысл сортировочного комплекса, объясняет региональный оператор по обращению с ТКО.
— Сортировка – это не новый полигон, не новая мусорная яма. Это совершенно разные вещи, — говорит Сергей Сушков, руководитель отдела по связям с общественностью компании «Хартия». — С появлением станции количество отходов для захоронения на полигоне не увеличится, а наоборот, сократится.
Принцип работы сортировочного комплекса прост. Туда привозят отходы, которые жители выбрасывают в мусорные баки. На линии из общей массы рабочие отбирают полезные фракции: бумагу, стекло, металл, пластик. Далее вторсырье кипуют и отправляют переработчикам. А на свалку отвозят остатки, не пригодные к повторному использованию. Нагрузка на полигон, таким образом, меньше, а ресурс его службы больше.
Сейчас регоператор ищет земельный участок под сортировочный комплекс в Рыбинском районе. Процесс не быстрый – необходимо учесть целый ряд условий, начиная от санитарно-эпидемиологических требований до лояльности к новому объекту местных жителей и власти.
Оптимальный вариант – когда сортировочная станция расположена поблизости от мусорного полигона. Но вполне возможны и другие варианты. Сушков приводит пример основного ярославского сортировочного комплекса «Чистый город», который расположен в городской черте, на расстоянии менее километра до ближайших жилых домов. Мусорный полигон при этом размещается за пределами города.
— Дополнительных проблем для населения сортировки не создают. В Ярославле это закрытая территория, небольшой по площади ангар. Нареканий со стороны жителей нет, никто не жалуется ни на запах, ни на грязь, — говорит Сушков.
Раздельный сбор отходов – это не только станция с сортировочной линией. Чтобы система заработала, нужна подготовленная городская инфраструктура. В Ярославле, где система РСО уже запущена, это выглядит так. На контейнерных площадках (далеко не на всех), кроме обычных зеленых баков, «Хартия» установила оранжевые. Первые – для смешанных отходов, вторые – для вторсырья, которое годится для переработки: сюда можно нести стекло, пластик, металл и бумагу. Такая система сбора отходов называется двухпоточной.
Некоторые специалисты и экоактивисты систему «двух ведер» критикуют за то, что она недостаточно эффективна. Но при этом признают, что, безусловно, это лучше, чем ничего.
— Хоть какой-то процент (около 10%, как показывает практика в Ярославле) отсортированного из общей мусорной кучи вторсырья отправится на переработку, а не будет захоронено на свалке. Это уже хорошо, — считает экоблогер, руководитель центра осознанного потребления «ЭкоДом» в Рыбинске Любовь Мельникова.
Однако даже при самой совершенной системе сбора затея провалится без понимания и ответственного отношения к ней со стороны населения. Ярославль с этой проблемой столкнулся по полной. Далеко не все жители столицы Золотого кольца стремятся донести картонную коробку и выпитую бутылку до оранжевого контейнера, многие бросают туда мешки с пищевыми отходами. Пока это происходит, система буксует, а эффект наблюдается минимальный.
Экоблогер считает, что людей в вопросах РСО можно и нужно стимулировать. Даже если сегодня человек не хочет или не готов сортировать отходы, это вовсе не значит, что он уже никогда не поменяет свое мнение и привычки. Но для этого людям нужно рассказывать, показывать и доказывать, что сортировать отходы не означает «копаться в мусоре».
— Необходима мощная просветительская кампания. Про РСО людям нужно говорить, начиная с самого раннего возраста, и не только на занятиях в саду и школе, но и дома, в семье, — убеждена Любовь Мельникова. — Если человек проникнется идеями осознанного потребления, бережного отношения к ресурсам, он сам начнет сортировать отходы – и не для дяди, не для регоператора. Для себя. Это станет его внутренним стимулом. При этом важно, чтобы цепочка перемещения вторсырья была максимально прозрачной, чтобы люди видели и понимали, что во что перерабатывается. А в идеале, конечно, нужны скидки по оплате ЖКУ для тех, кто сдает отходы раздельно. Деньги – отличная мотивация для многих.
С экоактивистами соглашается представитель «Хартии».
— Важно, чтобы у населения в вопросах РСО, строительства сортировочной станции не было недопонимания, и оно не стало источником проблем на пустом месте. Рыбинск – большой город, для которого вопрос строительства сортировочной станции в ближайшее время очень актуален, — говорит Сергей Сушков.
В том, что экологический ликбез необходим, сомнений нет. Но кто возьмет на себя эту миссию? Пока популяризацией РСО в Рыбинске занимаются только экологисты-добровольцы.
Мусор не надо сортировать!