«Серега меня зовут, хочу учиться дальше». Рыжему в веснушках парнишке чуть за двадцать. Он уже получил профессию озеленителя в рыбинском колледже – «взялся за ум, два года ходил, не пропускал». Сейчас мечтает выучиться на механика.
В ярославском интернате Серега занимался футболом, греко-римской борьбой и даже работал на автомойке – «800 рублей в день получал». В Рыбинске тоже занимается спортом – бегает по обновленному «Восходу», любит стрелять из лука.
У Сереги доброе сердце: он много помогает в отделении для тяжелых – умеет бережно пересаживать их, перевезти. Он жалеет животных и поэтому не ест мясо, а поездка на конюшню стала для него настоящим подарком.
В колледже он встречался с девушкой-студенткой, сейчас они переписываются в мессенджере. У Сереги хорошая речь, это дельный мужичок с увлечениями, амбициями и желаниями. А еще у него нет дееспособности.
В октябре Серегу и других выпускников ждет суд по смене статуса. Ограниченно дееспособному могут восстановить ее полностью. Тогда он сможет уйти из интерната и жить полноценной жизнью: устроиться на работу, завести семью и даже кошку, поступить в колледж и получить профессию. Распоряжаться самостоятельно своей жизнью, своими деньгами.
Юля в большом мире планирует жить с Ромой, с которым они встречаются в интернате. Второй Сергей, постарше, уверен, что пойдет работать дворником. Кстати, на днях он бросил курить после 30 лет стажа – поясняет, что скачет давление, и что здоровье дороже, «хочется жить долго и хорошо».
Юля и старший Сергей мечтают о частных домах – у обоих был опыт деревенской жизни. И все трое уверенно говорят, что не боятся уйти из интерната, вступить на путь неизвестности. Где никто не готовит ужин, не стирает белье, не закупает тебе продукты – все сам-сам.
С июня ребята занимаются на тренировочной кухне – осваивают индукционную плиту, духовку, пароварку, холодильник и пылесос.
И пирожки пекли, и макароны по-флотски готовили, и даже суп куриный с клецками сварили. Каждый раз для ребят это настоящее открытие: «макароны с помидорами – это вкусно!», «омлет в духовке такой пышный получается!».
Кухня появилась в интернате в июне, там активно занимаются 9 человек. Скоро поварят будет еще больше: на огороде интерната собрали урожай. И те, кто его выращивал, будут сами готовить помидоры, картофель, морковь.
В интернате немало одиноких пожилых, доживающих свой век. Но много и людей в самом рабочем возрасте – энергия бьет через край, они хотят быть полезны, хотят работать. Не всякий любит петь или создавать картины из квиллинга, к примеру, мужчинам в ПНИ явно не хватает самореализации.
Трое жителей интерната трудоустроены прямо в ПНИ – уборщики, дворники. Спортивная жизнь налаживается благодаря тренеру по самбо Евгению Шичкину: здесь задумываются даже о лукодроме. А вот трудиться – с этим пока не ладится.
Волонтерская команда интерната с удовольствием выполняла бы нехитрые работы на улицах Рыбинска, помогая городу, в котором они живут.
— Мы слышали, в городе цветы на клумбы сажать-поливать некому – мы бы помогли! – предлагает Галина Сазанова, педагог-организатор интерната.
Если жители ПНИ и волонтерят – то только по знакомству, помогая тем людям, которые знают, что им можно доверять, что не подведут. Так, приглашали их депутаты и спортсмены: весной волонтеры обрезали молодые хвойники на бульваре Победы, в августе – распределяли землю на хоккейном корте СК «Метеор».
А вот в городские волонтеры не берут, как ни просились – отмахиваются и в департаменте молодежи, и в молодежном центре «Максимум».
— А ведь наши ребята очень хотят быть полезными, любят помогать. Мы придумываем для них много развлечений, но они знают, что настоящая жизнь – там, за забором. Наш волонтерский отряд, куда входят десять самых активных-позитивных, готов взяться за любую общественно-полезную работу. Мы уже работали в конюшне – таскали сено, чистили стойла, общались с лошадьми. Но это капля в море!
Далеко не все выпускники мыслят столь амбициозно, как два Сергея и Юля. Для некоторых пересмотр их дела – надежда на «послабление режима»: тратить пенсию по своему усмотрению или перевестись в интернат общего типа, не психиатрического.
Даже с дееспособностью выходить в большой мир страшно. Что ж, можно их понять.
Каждый из них, даже самый уверенный в себе, задумывается – что их ждет снаружи, за стенами интерната? Лишь немногие уже имели опыт жизни «на воле», как они сами называют наш мир.
Лишь единицы раньше работали, сами планировали бюджет, платили по счетам. Все детство они росли в детдомах, а если и жили в семье, то родные ограждали их от бытовой рутины.
Недаром персонал, прикипевший душой к своим подопечным, очень волнуется за них – как они устроятся в большой жизни, не обидят ли их на работе, не попадут ли они в плохую компанию? Так и мать, отпуская ребенка на учебу в другой город, волнуется за него. Но это не причина держать его возле себя до седин.
Это первая попытка в ПНИ организованно выпустить группу из интерната. За четыре года, пока директор Игорь Синявский руководит интернатом, оттуда вышли трое – двое мужчин и одна женщина – стихийно, с побегами. Так как эти трое были дееспособны, директор разорвал с ними контракт на социальное обслуживание. Сейчас они вполне устроены «на воле».
На самом деле, вернуть дееспособность очень сложно. Прошлой осенью выпускникам не удалось пройти комиссию, ответить на ее заковыристые вопросы. О причине все трое говорят хором – «не было раньше у нас такого психолога».
Психолог-дефектолог Ирина Варзанова работает в ПНИ уже год, подтягивает школьную программу почти трем десяткам жителей интерната. Они решают задачи типа: «ты получил пенсию, купил продукты и заплатил за квартиру, сколько у тебя осталось».
И в магазин ходят, и платят настоящими деньгами, и сдачу в уме считают, и в квитках коммунальных разбираются.
Пока мы общаемся, в кабинет Варзановой несколько раз заглядывают жители интерната — с просьбой проверить знания или дать домашнее здание. За год к специалисту они привязались всей душой.
Но в ведении дефектолога не только счет и письмо. Главная ее цель – адаптировать выпускников к жизни в социуме. Так, она объясняет им на занятиях, чем индивид отличается от личности. У первого, кроме примитивных желаний, ничего нет, а вот личность стремится развиваться, учиться, становится лучше каждый день, помогает ближним.
— Тема взаимопомощи ребят очень живо заинтересовала. Оказалось, они и хотели бы помочь, но не знают как. Они стали больше внимания обращать на самочувствие людей вокруг, спрашивать товарищей: «Ты как? Тебе плохо? Может, помочь?», — говорит психолог.
Иногда проблема жителей ПНИ не в том, что они неспособны сложить три и два. А в поведенческих особенностях. А какими еще быть людям, которые выросли без родных – наверняка в их сердцах много гнева и обиды на весь свет.
— У ребят в ПНИ часты проблемы с выражением гнева. Конфликтные ситуации – то, над чем много работаем, разбираем, как быть: «Все мы разные, а жить нам в обществе вместе». Учимся, что драка – не выход, что не надо кричать. Подбираем варианты, как можно существовать с миром бесконфликтно, — перечисляет Варзанова.
На самом деле в интернате чаще оказываются не «самые буйные». А те, чьи близкие больше не могут ухаживать за ними. Или ребята из детских интернатов, с которыми не занимались, попросту педагогически запущенные. И если с ними заниматься с толком, они будут осваивать программу, умнеть, развиваться.
Те ребята, с которыми мы общались, совсем обычные, таких в нашем городе тысячи. В ресурсной семье, которая могла бы развивать таких детей, они выросли бы такими же, как все. И, по сути, их место среди нас, не в интернате.
— Интернат – не гетто и не тюрьма. Те, кто способен справляться, должен жить обычной жизнью. Я мечтаю о тех временах, когда у нас останутся только самые тяжелые, — говорит директор Игорь Синявский.
Есть у директора две мечты. Первая: сделать дневное отделение, чтобы принимать на день тяжелых ребят, которые сегодня живут в семьях. Такой детсад для взрослых. Так их родители смогут заняться своими делами – поработать, отдохнуть. А с их родными в интернате будут заниматься специалисты. Вторая: создать для выпускников общежитие на городской территории, где они смогут жить с тьюторами-воспитателями.
Пусть эти мечты сбудутся!