В театре кукол показали спектакль о любви — настоящей и не очень. Премьера нового сезона — сказка «Финист — Ясный сокол» — рассказывает о вещах, понятных для детей и… небесполезных для родителей.
Огромные пяльцы, через них просвечивают лунные, а потом и рассветные лучи, за которыми вышивают три девицы. Это первое, что видим на сцене. Потом эти пяльцы превратятся в окно, и в избушку БабыЯги, и в хрустальный терем, и в саму землю — с лесами и горами, стежками- дорожками. Используя знакомые с детства образы русской сказки о Финисте- Ясном соколе, создатели спектакля говорят с маленькими зрителями о вещах серьезных и важных: о том, что настоящие чувства и отношения нельзя купить ни за какие деньги, злато и серебро. Работящая и добрая Марьюшка отправляется за тридевять земель, навстречу опасностям и испытаниям судьбы, чтобы спасти своего возлюбленного. Храброе сердце, конечно же, побеждает любое расстояние и даже смерть.
«Это народная сказка. Традиционная, но странная. В ней довольно интересная мысль заложена, редко встречающаяся в литературе и в фольклоре: ошибку бывает не поздно исправить», — подсказывает нам режиссер- постановщик спектакля Михаил Логинов. Это его первая постановка на рыбинской сцене. Михаил Логинов приехал из Костромы, где работает главным режиссером областного театра кукол. Особое значение он придает сценографии спектакля, которая, по его мысли, «призвана создавать модель мира, как сказка, другой фольклорный материал; рассказывать, как устроен мир».
В этом ему помогает Анастасия Кардаш, тоже новое имя для рыбинского зрителя. «Настя — молодой художник из Питера, с очень современным взглядом, за которой я долго гонялся, — говорит Михаил Логинов. — Наконец, поймал в прошлом году, мы с ней поставили спектакль в Костроме, и это наша вторая совместная работа». Для «Финиста- Ясного сокола» она создала оригинальные, удивительной красоты декорации, в которых взрослый усмотрит богатые фольклорные пласты. Это и встреча Марьюшки с шаманками БабамиЯгами — хранительницами входа в мир мертвых, и выкликание близкого человека у самой Смерти, с которой он повенчан, и мифологический мотив путешествия на край света.
И пусть детям (спектакль поставлен на младших школьников) эти смыслы пока не доступны, впечатлительная детская душа воспримет их и без слов. На то она и сказка, чтобы через свое волшебство, житейский юмор передавать от поколения к поколению традиции и сокровенную мудрость народа: о доброте, ответственности, красоте помыслов и поступков.
И еще. Интересный режиссерский прием: актеры играют и как кукольники, и живым планом, они здесь и непосредственные участники действия, и рассказчики, и исполнители песен — естественно, русских народных, которые стали настоящим украшением постановки. Словом, удивительное здесь на каждом шагу. Но не будем раскрывать все секреты тем, для кого занавес театра кукол еще не распахнулся.