Век назад в России начальное образование можно было получить тремя способами: учиться дома, поступить в земскую школу или церковно-приходскую школу (ЦПШ). Поговорим о третьем варианте.
Отмена крепостного права, реформы 1860-х годов – все это привело к развитию российского образования. К 1900 году в Рыбинске действовали 13 училищ и гимназий, это четвертая часть всех подобных образовательных учреждений губернии.
Но огромное население России остро нуждалось в ликбезе – начальном образовании на местах. И, кроме учебных заведений, от Министерства просвещения требовалась обширная сеть начальных школ, где ребенка научат читать и писать. Однако своими силами Министерство народного просвещения не справлялось.
Тогда общество (земство) стало открывать земские школы, а церковь – церковно-приходские школы. За два года крестьян и бедных горожан учили здесь писать, считать, читать.
В Рыбинске на рубеже XIX – XX веков практически каждый крупный храм организовал школу на своей территории. В каждой получали начальное образование 40-50 детей ежегодно. Расскажем о двух рыбинских церковно-приходских школах. Одна – при церкви Спаса на ул. Пушкинской – открылась 110 лет назад. А Крестовоздвиженскую школу открыли 120 лет назад.
На ул. Крестовой сегодня стоит небольшой Сретенский храм. Век назад он был частью огромного храмового комплекса Крестовоздвиженской церкви, которая по красоте и величию не уступала Спасо-Преображенскому собору. В 1901 году на территории храма открыли церковно-приходскую школу для мальчиков и девочек. Для школы на церковной земле специально выстроили просторную деревянную избу, крытую железом. Деньги на строительство – 3500 рублей – дал рыбинский купец Василий Аксенов.
Дети учились в большой классной комнате, которую отапливали две голландские печи. В школе с первых лет ежегодно учится около полусотни учеников. Так, в первый год сюда поступили 30 мальчиков и 20 девочек. А вот через десять лет здесь учатся одни девочки (41 человек), в графе «мальчики» значится прочерк.
При школе жил педагог, ему выделили три комнаты с изразцовыми печами. Учитель рыбинской ЦПШ получал 22 рубля в месяц – минимальную зарплату служащих в России в те годы. Столько же получали служащие почты, помощники аптекарей, санитары, библиотекари. Для сравнения: учителя старших классов в гимназии, где изучали латынь, греческий, физику и географию, получали до 100 рублей.
Четыре года с открытия школы учителем был Дмитрий Виноградов, окончивший курс Ярославской духовной семинарии. Его сменил сын священника Павел Голосов. Год здесь отработала выпускница рыбинской женской Мариинской гимназии Елизавета Богородская. Семь лет обучала детей Мария Паршина, окончившая 7 классов Петербургской частной гимназии.
Заведовали Крестовоздвиженской школой местные священники: сначала Алексей Розов, затем Константин Шестаков. Купец Василий Аксенов не бросал школу, опекал ее и учеников. Он постоянно вносил деньги: 500 рублей на покраску школьного здания, 300 рублей на местный иконостас, 124 рубля на школьную библиотеку, 50 рублей на одежду бедным ученикам.
За благотворительность в образовании Аксенова наградили золотой медалью на Станиславской ленте.
… На перекрестке улиц Радищева и Пушкина, где сегодня распласталась серая махина конструктивистского здания Ростелекома, еще век назад возвышалась двухэтажная церковь в неорусском стиле. Храм Нерукотворного Образа Спасителя, выстроенный в 1861-68 годы на средства купца Григорьевского, украшали высокие крыльца, декорированные двойными арками.
В 1911 году при Спасской церкви открыли школу: два класса, учительская, теплая раздевалка. Школа занимала первый этаж каменного двухэтажного дома. И существовала за счет пожертвований местных прихожан. Они ежегодно тратили на школу до 1000 рублей, обеспечивая ее отоплением, освещением, прислугой. Прихожане приобрели и школьное имущество: парты, столы и стулья, а также 48 плакатов для изучения древней и священной истории. Учебники детям предоставил училищный совет Епархии.
За год здесь, как и в Крестовоздвиженской школе, получали начальное образование порядка 50 юных рыбинцев. Так, в 1915-16 году здесь числились 27 мальчиков и 30 девочек. Учил детей Анатолий Рождественский, получивший образование в Ярославской духовной семинарии. А затем – Анна Лебедева, окончившая курс Ярославского епархиального женского училища. Заведовали школой священники Спасской церкви: Александр Субботин, Николай Прозоров.
В Первую мировую войну Спасская школа сотрудничала с беженцами. По вечерам класс сдавали латышам – они учили здесь своих детей. За это церковное попечительство брало 50 рублей ежемесячно.
Чему учили в церковно-приходских школах? Их финансирует духовное ведомство. А значит, кроме грамоты, здесь преподают церковные дисциплины. И перекос явно в сторону богословия. Ученики серьезно изучают церковно-славянский язык и священную историю, много поют на клиросе, обязательно посещают службы, говеют трижды в год.
В земских школах напротив – на богословие учебных часов почти не тратили, чем огорчали духовенство. И преподают здесь вчерашние студенты – носители революционных взглядов.
В обществе возникают жаркие дискуссии – что полезнее. На кону у спорщиков – подрастающее поколение и тот путь, по которому оно пойдет. Будет ли оно богобоязненным и смирным или самостоятельным и критически мыслящим. «Светская школа хочет освободить личность, а церковно-приходская хочет обуздать ее», — поясняли свою позицию либералы.
Так, социал-демократ Петр Сурков называл церковно-приходскую школу «духобойней», намекая, что церковные дисциплины вместо преподавания полезного счета и письма убивают в простом человеке тягу к обучению. Священники не отставали и клеймили земские школы «прибежищем полководцев революции».
Против церковно-приходских школ выступали и сами выпускники – крестьяне. «Наших детей духовенство вербует в приходские школы, а своих отдает в начальные училища», – критиковал идею ЦПШ вятский крестьянин Кропотов, выступая в Госдуме. Не верили крестьяне и в то, что без контроля извне пожертвованные деньги доходят до школ, а не оседают в карманах духовенства.
В Думе требовали передать церковные школы в нейтральное Министерство просвещения. И резко сократили их государственное финансирование – с 5 млн до 1 млн.
Впрочем, после 1917 года все церковно-приходские и земские школы закончили существование. Их заменила сеть общеобразовательных школ, проникшая в каждый уголок огромной страны.
В статье использованы материалы группы ВК «Архивная служба Ярославской области»
Прежде всего, благодарю автора представленного материала — Юлию Галанцеву.
Несомненно, что именно система образования, позволила простолюдину от азов грамоты дойти до постижения высоких университетских наук, сделала Россию конкурентной среди стран — мировых лидеров в естественных науках и инженерных разработках.
Благодаря Вашей публикации узнал много нового о истории образовательных процессов в Рыбинске, именах людей, причастных к появлению как просто грамотных людей, так и будущих «Ломоносовых»!