новости 28 августа 2013 5:10

Чудо-пирог

В День города рыбинцы и гости смогут попробовать уникальное творение мастеров-кондитеров — пирог, претендующий войти в Книгу рекордов России в номинации «Самый длинный пирог из дрожжевого теста».

Размер пирога: 75 сантиметров в ширину и 75 метров в длину! На него уйдут 230 килограммов муки, 300 яиц, 46 килограммов сахара. Поставщикам предприятия (а его испекут на пекарне «Ильинка») поставлена непростая задача: на чудо-пирог необходимо подготовить 250 килограммов черники, вишни, клюквы, брусники.

Сладкий шедевр будут выпекать десять часов подряд. Оформят гигантское лакомство накануне празднования 236-летия города кондитеры пятнадцати городских предприятий общественного питания. Его украсят затейливыми фигурками из теста: рыбками и рыбинскими пейзажами.

А знаете ли вы?

Пироги на Руси начали печь очень давно. Упоминание о них встречается в древней книге путешественника Адама Олеария «Описание путешествия в Московию и через Московию», который говорил: «Между прочим, у них (русских) имеется особый вид печенья, вроде паштета, называемый ими «пирогом»; эти пироги величиною с клин масла, но несколько более и продолговаты. Они дают им начинку из мелко рубленной рыбы или мяса и луку и пекут их в коровьем, а в посту в растительном масле; вкус их не без приятности. Этим кушаньем у них каждый угощает своего гостя, если он имеет в виду хорошо его принять».

Безусловно, что из этого скупого описания сложно получить полное представление о том, какие пироги пекли наши предки, как именно они готовились и как подавались. Олеарий описал далеко не все разновидности пирогов, которых в Древней Руси было бесчисленное множество.

Интересно происхождение самого слова «пирог», корень которого идет скорее всего от слова «пир». Об этом говорит и то, что пироги были непременным атрибутом любого праздничного стола, будь то свадьба, Новый год, именины.

Русские ритуальные кушанья немыслимы без пирогов. Особенно если речь идет о семейных праздниках и обрядах. Никакой именинный стол, например, не обходился без пирога с капустой. А в крещенские праздники пекли пироги-кресты из кислого теста. Некоторые хозяйки клали в них монетку или пуговку «на счастье».

Особые традиции касаются пирогов, которые пеклись на именины. В тот день было принято печь пироги как со сладкой начинкой, так и с соленой и рассылать их родным и близким как своеобразное приглашение на праздник. Принесший пироги ставил их на стол со словами: «Именинник приказал кланяться пирогам и просил хлеба кушать». Крестным отцу и матери обычно посылали сладкие пироги в знак особого уважения.

Что касается самого именинника, то здесь пекли особый именинный пирог — «каравай», который разламывали в разгар празднества над головой виновника торжества. Тогда начинка (обычно изюм и орехи) сыпалась на голову именинника, а гости в это время приговаривали: «Чтобы на тебя так сыпалось золото и серебро».

Русская кухня сохранила массу рецептов пирогов, которые отрабатывались веками, передавались из поколения в поколение. И каждая хозяйка стремилась внести что-то свое, персональное, в приготовление пирогов и пирожков. Они отличались по составу (с рыбной, мясной, овощной и сладкой начинкой); по способу приготовления теста: изначально пироги и пирожки (так же, как блины и оладьи) готовились из кислого теста, а также из дрожжевого, слоеного, пресного и песочного. Пироги отличались по форме: открытые, закрытые, маленькие и большие, круглые и квадратные, плоские и в виде шапок. Существовали и разные способы тепловой обработки. Их жарили, пекли, тушили.

Пироги почитались в России порой выше хлеба. Недаром русские пословицы гласят: «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Красно гумно стогами, а стол — пирогами». Наличие пирога на русском столе говорило прежде всего о благосостоянии семьи, о ее достатке.

В крестьянских семьях принято было есть из одной большой плошки. Поэтому привыкли русские люди готовить еду сразу на всех. Отсюда и пироги, большие по размеру, которые изначально не резались, а отламывались каждым членом семьи: большой кусок доставался мужчине — хозяину (отцу, деду), потом куски поменьше отламывали сыновья, после них — женщины, маленькие же ломти пирога доставались детям.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме