Какие увлечения у женщин, все знают. Шитье, вязание, кулинария. А что интересно мужчинам, кроме машин, рыбалки и «танчиков»?
Сергей Шварев уже больше 30 лет болен кораблями. Его личный флот – более 200 точных копий парусных бригантин, шхун, галеонов, броненосцев, патрульных катеров, наливных барж, подлодок, теплоходов. От таких, что помещаются на ладони, до масштабных в 3,5 метра. Он строит суда сам и учит этому ребят в Центре детского технического творчества Рыбинска.
— Сегодня это единственное в Рыбинске место, где еще теплится судомоделирование, — говорит Сергей. — Только за последний год в области закрылись два кружка. Ушли энтузиасты, а продолжателей не нашлось. А раньше в каждом районе центры работали от крупных предприятий.
Был такой клуб и у Сергея во дворе. Хочешь — рисуй, хочешь – конструируй самолеты, автомобили, пароходы. Сережу манили корабли, в клубе он пропадал по 6 дней в неделю. Впрочем, учитывая, что один его дед строил дальние торпедные катера, проработал на «Вымпеле» больше полувека, а другой воевал на них в Кронштадте, все закономерно. Хотя был еще один путь – стать классным радистом, как отец.
— В начальной школе я паял приемники. Но ведь пока приемник не включишь, не увидишь результат своего труда. А когда создаешь корабль, он виден сразу, — рассказывает мастер.
В кружке Сергей прозанимался до 10-го класса. Хотел выучиться на макетчика, но не нашел такого вуза. Поступил в рыбинский авиационный институт, но вскоре бросил.
— У меня нет образования, и я не знаю, горжусь этим или стыжусь этого, — улыбается Шварев.
В 90-е выручали шабашки. Вместе с отцом Сергей занимался ремонтами, а потом случился первый серьезный заказ. Узнав о рыбинском таланте, городской музей-заповедник поручил ему сделать для новой экспозиции копии старинных кораблей, которые ходили по Волге. Еще год Шварев сотрудничал с заводом «Раскат» – делал для предприятия модели катков.
После армии мастеру предложили поработать в ЦДЮТТ, правда, первое время без зарплаты. Сергея это не смутило. Наконец появилась возможность заниматься любимым ремеслом, передавать навыки детям, а деньги… их можно заработать и на частных заказах, которых и по сей день немало. В то время Сергей познакомился с ценителем, который обеспечил его работой на долгое время.
В кружке Шварева повсюду фотографии судов, выпускаемых «Вымпелом», – «Мангусты», «Молнии», «Ракеты», «Грачата», нефтеналивные танкеры «Верфи братьев Нобель». Он всегда мечтал делать макеты для корабелов. Но поначалу в сотрудничестве ему отказали, мол, этим уже занимаются питерцы. А вскоре передумали. Заказы посыпались один за другим. Модели, сделанные золотыми руками Сергея, предприятия используют в своих презентациях. Миниатюры катеров преподносили министру обороны РФ Шойгу, министру обороны Малайзии, корабли отправлялись в частные коллекции на Кубу, в Америку, Индию, Анголу. К слову, бывает, из далеких стран они вновь возвращаются в Рыбинск на ремонт.
— Или роняют модель, или, пока в самолете летит, переломается. И снова я беру свое изделие в руки, — говорит мастер.
Вместе с кораблями Сергей мастерил макеты электростанции, животноводческих комплексов, общежития в Сочи, магазина, газовой котельной, ледового дворца в Ухте и даже макет целого автономного городка для нефтяников со всей инженерной и социальной инфраструктурой. Детализация – ювелирная.
— Пик макетного строительства пришелся на 2018 год. Отдыхая этим летом в Сочи, увидел воплощение проекта общежития – приятно, — говорит Сергей.
Постройка модели корабля фактически ничем не отличается от постройки настоящего судна, разве что масштабы другие.
Все судомодели можно условно разделить на два типа: прямоходы и радиоуправляемые. У прямоходов более узкий и длинный корпус, радиоуправляемые – шире, пузатее, за счет этого они устойчивее на воде. В бассейне модели могут разгоняться до 25 км в час, на открытой воде гонять на скорости под 60 км в час. Соревнования – прекрасная возможность показать, кто на что способен.
На один корабль уходит минимум год, и это у опытного судомоделиста. Так что без усидчивости и целеустремленности успеха не будет.
Сначала из дерева вытачивается болванка. Затем покрывается специальным составом. Раньше использовали стеклотекстолит, теперь его заменяют пластиком или латунью – они тяжелее и долговечнее.
Если неправильно выбрать технологию изготовления – весь труд насмарку. И Шварев как наставник должен оценить риски и подсказать, как сделать лучше.
При создании моделей ребята получают навыки работы со столярными и слесарными инструментами, станочным оборудованием. Недавно на спонсорские деньги здесь обновили токарный, фрезерный станки, приобрели 3D-принтер – такой подарок сделал бывший выпускник судомодельного кружка.
— Некоторым моим выпускникам уже за 30. Те, кто занимался долго, выросли толковыми парнями. Кто руками зарабатывает, а кто головой. Да, с судостроением свою жизнь связали единицы, но те навыки, которые они получили в кружке, составляют фундамент.
Раньше Сергей мечтал заниматься судомоделированием, а теперь мечтает, чтобы было кому передать свое дело. Не хотелось бы, чтобы на нем судомоделирование в Рыбинске закончилось.
замечательно
Спасибо чо есть такие замечательные люди !!!
На корабли хорошо смотреть с берега!