новости 10 мая 2011

Рыбинск — Уэлен. Дорога испытаний. На финишной прямой!

Окончание

27 апреля 2011 года. День пятьдесят восьмой
ПОЛЯРНАЯ СТАНЦИЯ АМБАРЧИК
Маршрут: Черский — полярная станция Амбарчик.
Пробег: за день 152 км, общий 5630 км.
Пробег головной машины: 6190 км
Подъем в 6.00. Снежок, пасмурно. Едва различим в тумане противоположный берег реки Колымы. Покидаем гостиницу в Черском и движемся почти строго на север, к устью реки Колымы. Напротив города чуть было не попадаем в полынью, протаявшую от сточных канализационных вод.
К вечеру подъезжаем к полярной станции Амбарчик, где постоянно живут метеорологи.
Теплый прием, рассказы о буднях полярников, ветрах и морозах, научных наблюдениях, охоте и рыбалке. Заполночь отправляемся фотографировать местное кладбище (благо на Север пришли белые ночи). Во времена ГУЛАГА в верховье Колымы существовал большой пересыльный пункт для заключенных. Отсюда их отправляли по лагерям. За исключением тех, кто навсегда оставался на кладбище у полярной станции Амбарчик…
По классификации метео-службы ей присвоен статус труднодоступной. Выбраться отсюда можно либо вертолетом, либо с колонной тяжелых машин, либо как мы, на снегоходах. Труднодоступные станции имеют аббревиатуру ТДС, и труд полярников здесь оплачивается особо. Удаленность от мира все-таки кое-что значит.

28 апреля 2011 года. День пятьдесят девятый
МЕЖДУ ДВУМЯ ТДС
Маршрут: полярная станция Амбарчик — полярная станция Раучуа.
Пробег: за день 205 км, общий 5835 км.
Пробег головной машины: 6395 км
В этот день нам предстоит пройти две сотни сложнейших километров между двумя ТДС. Сразу за Амбарчиком начинаются торосы; немудрено — мы выходим на побережье Северного Ледовитого океана.
Местами глыбы вставшего на дыбы льда занимают все пространство, что охватывает взгляд. Особенно сильное торошение мы наблюдаем на мысах. Чем больше участок суши выдается в море, тем труднее наш путь.
На мысе Летяткина справа по ходу мы замечаем очень живописные останцы горных пород — каменные многометровые столбы, как часовые, охраняющие окрестную тундру. Поднявшись по ручью метров на 300 по высоте, мы вдоволь фотографируемся у каменных исполинов.
Особенно долго мы пробиваемся через торосы у мыса Большой Баранов. В ход идут топоры, которыми с трудом удается прорубить дорогу для нашей техники.
Лишь к ночи добираемся до полярной станции Раучау, где находим столь же теплый прием, как и на Амбарчике.

29 апреля 2011 года. День шестидесятый
ОСТРОВ АЙОН
Маршрут: полярная станция Раучуа — Певек.
Пробег: за день 195 км, общий 6030 км.
Пробег головной машины: 6590 км
Утречком после вкусного и обильного завтрака полярники провожают нас в дорогу. Солнечно и легкий мороз, видать, метеорологи «наколдовали» нам приличную погоду. Но в дороге она портится, приходят облака, и видимость резко уменьшается. Начинается небольшая метель, на которую мы даже не обращаем внимания. Идти мы решаем на поселок Айон.
Однако получается по-другому. Начальник полярной станции там не так радушен. Ссылаясь на всевозможные трудности, отсутствие помещений, он вежливо, но настойчиво советует нам двигаться на Певек.
Ну что ж, еще порядка 130 километров в сгущающихся сумерках вокруг северного берега острова Айон, через Чаунскую губу, мимо острова Большой Роутан. Когда выходим на морской лед, с трудом пересекаем серию трещин в морском льду, где выступает вода и располагается зона серьезного торошения.
Но вот и Певек. Наводим справки в морском порту и размещаемся в общежитии Чукотского управления гидрометслужбы.
В городе весна — дороги и их обочины давно растаяли, тащить по ним сани практически невозможно. В наших планах покинуть Певек как можно быстрее, чтобы успеть до оттепелей пройти еще более 1000 километров вдоль северного побережья Чукотки.

30 апреля 2011 года. День шестьдесят первый
ПОСЕЛОК ПЕВЕК
Пробег: за день 0 км, общий 6030 км.
Пробег головной машины: 6590 км
Поспав часов пять, проводим осмотр техники, закупаем горючее и продовольствие. Снова общение с погранслужбой и администрацией города.
Знакомимся с метеорологами, которые проживают в общежитии рядом с нами. Кто-то из них ждет самолета на «материк», а кто-то, напротив, попутного транспорта на свою полярную станцию.
 
1 мая 2011 года. День шестьдесят второй
ТОРОСЫ У МЫСА КОЗЬМИНА
Маршрут: Певек — река Ергывеем.
Пробег: за день 132 км, общий 6162 км.
Пробег головной машины: 6722 км
Ранним утром праздничного дня стартуем из Певека на север. Нам предстоит обогнуть Шелагский полуостров и двинуться дальше на восток. От Певека уходим дальше в море — нас пре-дупредили, что следует опасаться городских сточных вод. Благополучно добираемся до поселка Янранай, вблизи которого нас нагоняет на «Ямахе» местный охотник Сергей. Он идет без прицепа, поэтому движется совсем в другом темпе. Слово за слово, спрашиваем у него про «Ямаху». Да нормально, говорит, откатал уже четыре тысячи километров, все в порядке. И начинает перечислять: здесь раму подварил, что-то укрепил, там кое-что заменил, а здесь чуть-чуть усовершенствовал… Нам остается только улыбаться в отросшие усы и бороды — наши «Тайги» за почти семь тысяч километров показали себя ничуть не хуже.
Движемся дальше, к полу-острову Шелагский. Возле него торосит не по-детски. Пытаемся уйти дальше в море — засада; прижимаемся к берегу — ничуть не лучше. Прыгая по торосам и застругам, выходим на траверс распадка, по которому нам предстоит подняться на перевал. Путь становится немного ровнее. Доходим до брошенной избы и останавливаемся на обед. Мысленно проявляем солидарность с трудящимися всего мира и радуемся холодному ветру, дующему с океана. Подумать только! Когда еще и где мы
1 мая порадуемся холодному северному ветру? А здесь — запросто. Наши снегоходы с утра при нулевой температуре бежали не очень резво; а теперь при северном ветерке побегут на перевал пуще прежнего!
Так и есть, поднимаемся в гору с ускорением и получаем заслуженную награду — в компенсацию утренних сражений с торосами движемся по совершенно ровному снегу гигантского распадка. Справа и слева сквозь туман проступают невысокие горы, впереди — Ледовитый океан, а где-то левее, за круглой сопкой, должна показаться полярная станция Валькаркай.
Это место знаменито теперь на всю страну и даже весь мир — здесь не так давно снимался фильм «Как я провел этим летом», который берет и берет призы на различных кинофестивалях и конкурсах. Кстати, якутские и чукотские метеорологи говорят, что там все неправда и такого в жизни не бывает и быть не может… Но фильм получился неплохой, согласитесь. Коктейль из местной экзотики и крутой психологической драмы получился очень знатный.
Прибываем на Валькаркай. Удивляемся, как кинооператор сумел создать иллюзию удаленности станции от цивилизации. На самом деле строений здесь немало, и стоят они друг от друга совсем недалеко. И еще заброшенная воинская часть рядышком… Фотографируем «знаковые» места фильма, так, «на память». Пьем чай и движемся дальше.
И тут начинается такое… Мы-то, наивные, полагали, что торосов больше, чем между Амбарчиком и Раучау не бывает… Ха-ха — в этот день арктической экзотики мы нахватались по самые уши. Так прыгать по льдинам и лавировать между торосами, наверное, не приходилось еще ни одному снегоходу «Тайга». Но обошлось. прорубая путь во льдах и почти не выпуская топоров из рук, к полуночи выкатываем к давно заброшенной избушке в долине реки Ергывеем.

2 мая 2011 года. День шестьдесят третий
ПУТЬ ДО БИЛЛИНГСА
Маршрут: река Ергывеем — Биллингс.
Пробег: за день 168 км, общий 6330 км.
Пробег головной машины: 6890 км
Стартуем ранним утром. Солнце в густой дымке, небольшой снежок. Вообще, Чукотка встречает нас не очень приятной погодой. Нет, в мае уже не пуржит, но видимости никакой. В рассеянном солнечном свете совсем не видно неровностей рельефа. На скорости вполне можно «схватить» немалый заструг и даже перевернуть снегоход.
Проходим заброшенный поселок золотоискателей Нольда. Едем дальше. Видим дым из печной трубы. Значит, изба обитаема. Встречаем человека, что называется, «с голым торсом». Выясняется, что охотник Виктор нам хорошо знаком — раз в год он приезжает в Рыбинск за запчастями для своих «Буранов». Он показывает нам свои конструктивные дополнения к снегоходу, снабжает дорожными инструкциями и провожает в путь.
На термометре минус 1 градус, на востоке висят тяжелые облака.
К вечеру прикатываем в поселок Биллингс, сразу следуем к метеостанции, где по опыту предыдущих дней знаем, нас обязательно примут. Так и есть.

3 мая 2011 года. День шестьдесят четвертый
КРАЙ ЗОЛОТОИСКАТЕЛЕЙ
Маршрут: Лабытнанги — Аксарка.
Пробег: за день 250 км, общий 6580 км.
Пробег головной машины: 7140 км
Хорошо хоть немного похолодало. На метеостанции термометр показывает минус 5 градусов. Но видимости опять нет. Солнце в дымке. Идем «по наитию».
Кое-где движемся вдоль зимника. Идти по нему на снегоходах очень сложно, поминутно попадается нарытая колесами глубокая колея. Объезжаем, как можем.
К полудню приходим в бывший поселок Ленинградский. Как и везде на Севере, масса брошенной техники, пустые глазницы окон жилых домов — короче, разруха и запустение… Только лишь в двух уголках некогда большого поселка теплится жизнь. А закипит она через месяц, когда на работу приедут старатели. Две артели берут немало золота и обеспечивают здесь какое-никакое народонаселение.
Едем, едем. Вдруг вспоминаем, что где-то тут проходит 180-й меридиан, так называемая «линия перемены дат». Конечно, дата здесь не изменится (меняется она только после пересечения Берингова пролива между Россией и Аляской), но отметить это событие в экспедиционном дневнике можно и нужно. Находим по GPS-навигатору нужную точку и… Здравствуй, западное полушарие! Прощай, восточное!
Фотографируем себя и навигатор, движемся еще с километр и… видим возле зимника стелу с цифрой «180». Да, ошиблись геодезисты прошлого века на 5 минут долготы. Ну, не будем судить их строго, навигаторов и спутников на орбите у них еще не было…
Видим на горизонте поселок. Сначала минуем Рыркарпий, потом через 6 километров въезжаем на Мыс Шмидта. Некогда большой поселок военных, гидрометеорологов и портовиков сейчас насчитывает не более двухсот жителей. Размещаемся в гостинице, слышим очень неблагоприятный (потепление до плюс 7 градусов) прогноз погоды и ложимся спать. Утро вечера, как говорят, мудренее.
Еще до Уэлена нам километров 700. Торосов, перевалов, вскрывшихся рек и прочих чукотских приключений.

4 мая 2011 года. День шестьдесят пятый
ПРЫЖКИ ПО ЗАСТРУГАМ
Маршрут: Мыс Шмидта — Ванкарем.
Пробег: за день 234 км, общий 6814 км.
Пробег головной машины: 7374 км
Заправляемся. К сожалению, 92-го бензина на Мысе Шмидта нет и в помине. Ничего, наши моторы все стерпят. Заливаем в канистры нашего родного заводского масла «Тайга-2Т» — и в путь. Уэлен, как нам кажется, маячит на горизонте.
Стартуем ближе к обеду. Сначала прыгаем по таким ужасным застругам, коих не видали, пожалуй, нигде на маршруте. В море — торосы. На суше — заструги. На всех мысах такая же картина. Ветра тут нешуточные. В конце концов находим путь немного поровнее. Наилучший маршрут — по прибрежным косам. Там, как по волшебству, есть узкая полоска относительно ровного снега.
Наша скорость варьирует от 10 км/час по застругам до 30 км/час по косе. В среднем, как ни крути, не более 20 км/час.
Вечереет. Заправляемся почти в темноте. К полуночи попадаем в плотный туман. Долго ищем путь меж торосов и застругов и к 4 часам утра выкатываем в поселок Ванкарем. На метеостанции все спят, данные там снимают в 3 и 6 часов. Решаем никого не беспокоить, тихонечко расстилаем коврики и спальники в баньке и отдыхаем до 10 утра.

5 мая 2011 года. День шестьдесят шестой
БЕРЕГОМ ЧУКОТСКОГО МОРЯ
Маршрут: Ванкарем — Нутэпэльмэн.
Пробег: за день 69 км, общий 6883 км.
Пробег головной машины: 7443 км
Неспешно собираемся, перепаковываем продукты и снаряжение. Подходит Лада Горячих, глава местной администрации. Разговариваем о житье-бытье, о лежбище моржей у поселка, о добыче серых китов, о пенсионерах, которых здесь поддерживает не только государство, но и охотники. Например, если удается добыть кита, старикам мясо выделяется бесплатно, другим жителям — за символическую плату. Приходит порой и гуманитарная помощь от чукотских властей — мука, сахар, масло. Неплохо здесь, жить можно. В поселках новые школы, котельные, больницы, жилые дома…
Движемся по берегу моря на восток. Снова пасмурно. Мы уже забыли, что такое солнечная погода. Здесь очень влажно, облака, похоже, «прописались» на постоянно. Совсем не видно неровностей рельефа. Идем практически вслепую — все сливается в единое белое варево из снега, тумана и поземки.
Совсем не холодно, около 5 градусов мороза, свежий северо-западный ветерок. Оно и к лучшему, мы боимся оттепелей как огня. Если они придут, есть шанс закончить маршрут не в Уэлене, а на берегу какой-нибудь вскрывшейся реки. Но пока с погодой полный порядок. Мы мчимся наперегонки с весной.
Видим огромный корабль, выброшенный штормом на берег. На его борту поржавевшая надпись «Havana railroad car ferry». Как говорится, судно ремонту не подлежит, его корпус рассечен двумя серьезными трещинами. Наши снегоходы рядом с кораблем выглядят муравьями на фоне слона.
К вечеру въезжаем в поселок Нутэпэльмэн. Пельменями хоть и не потчуют, но живут здесь очень хорошие люди. Местные жители до позднего вечера осматривают нашу технику.

6 мая 2011 года. День шестьдесят седьмой
ОТ ТОРОСОВ ДО ЗАСТРУГОВ
Маршрут: Нутэпэльмэн — Энурмино.
Пробег: за день 187 км, общий 7070 км.
Пробег головной машины: 7630 км
Тепло простившись с добрыми хозяевами, движемся дальше на юго-восток. Теперь мы будем терять широту. Уэлен находится южнее.
По косам минуем острова Серых гусей и уходим в торосы пролива Колючинской губы. К счастью, таких приключений, как в Восточно-Сибирском море, нам испытать не пришлось. Благополучно объезжаем торосы по заковыристой синусоиде и попадаем снова на сушу, на косу Беляка.
Перед мысом Джэнрэтлен изрядно потеем — по морю из-за торосов не пройти, а сушу здесь изрезали ручьи и овраги. С боем берем спуски и подъемы. Видимости никакой, все сливается — одна белая простыня перед глазами. Отправившийся на разведку снегоход переворачивается кверху гусеницей. Чтобы вернуть его в исходное положение, приходится выкопать пару кубометров снега.
Заправляемся. Словно по мановению волшебной палочки, видимость улучшается.
Мчимся, даже не заглядывая в поселок Нешкан, планируя заночевать в Энурмино. К ночи въезжаем в поселок и находим приют в фельдшерско-акушерском пункте.
Где только мы не ночевали за два с лишним месяца пути! Теперь вот в больнице. Хорошо хоть не по состоянию здоровья…

7 мая 2011 года. День шестьдесят восьмой
ФИНИШНАЯ «ПРЯМАЯ»
Маршрут: Энурмино — Уэлен
Пробег: за день 164 км, общий 7234 км.
Пробег головной машины: 7794 км
Вообще, как оказалось, нам крупно повезло. В этих местах очень неспокойное море. Постоянные штормовые ветры отрывают от берега лед, а оттепели делают наш маршрут «непроездным». Так, 9 января этого года в Уэлене шел дождь, а в марте оторвало лед от берега. Недаром Дмитрий Шпаро с сыновьями безуспешно пытался пересечь Берингов пролив много раз…
Итак, Уэлен маячит на горизонте. Откуда взялись силы? Мчимся, словно за плечами нет этих 8000 километров. Уходим в сопки, мыс Сердце-Камень, где находится поселок Энурмино, по морю непроходим.
Затяжные подъемы даются нелегко, температура воздуха приближается к нулю. С утра ясно — синева неба и солнце. К обеду приходят облака, и снова накатывает уже привычная белая мгла. Сказывается близость двух океанов — Северного Ледовитого и Тихого.
Ползем в перевалы, осторожно спускаемся со склонов. Сваливаемся на реку Чегитун и встречаем охотников, которые, оказывается, внимательно следили за нашим передвижением на сайте «Русской механики». Но долго не задерживаемся. Хочется в Уэлен!
Сходу проскакиваем поселок Инчоун. Движемся по морю, то и дело объезжая торосы и проявляя чудеса высшего пилотажа. Навстречу попадается собачья упряжка — тоже неплохой северный транспорт. Справа — живописные прибрежные скалы.
Почти в темноте видим огни Уэлена и фару снегохода. Нас встречают пограничники на «Тайге».

* * *
Местное время 22.22 (по Москве — 14.22), 7 мая 2011 года. Надеемся, что эта дата войдет в историю. Наш пробег завершен.
Если честно, радоваться уже нет сил. Ставим видеокамеру на штатив, позируем на фоне наших замечательных снегоходов. Поджигаем фальшфейеры, подаренные нам еще в Норильске. Слава Богу, воспользоваться сигнальными средствами на маршруте нам так и не пришлось. А это значит, все обошлось без происшествий.
Даже не верится, что мы в Уэлене. Так долго об этом мечтали. Это победа! Никто в мире еще не преодолевал такое расстояние на снегоходах. Это большая победа. Победа ОАО «Русская механика», всего коллектива огромного завода, нашей державы, за которую сейчас, честное слово, не обидно.
Ну и наша с вами победа тоже!
68 дней продолжалась наша экспедиция. За 39 ходовых дней пройдено 7794 километра. В среднем почти по 200 километров в день.
Спасибо всем!!!

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме