новости 5 октября 2011

Память сердца

28 сентября в уютных стенах библиотеки им. Энгельса прошла презентация новой книги о рыбинском учительстве — «Маяк юности нашей». Она посвящена одной из самых интересных страниц в истории высшего образования Рыбинска — деятельности педагогического института. В основу сборника легли воспоминания выпускников Щербаковского учительского института — добрые, трогательные рассказы о том, как они учились, дружили, помогали друг другу. Книга пронизана искренней любовью и благодарностью альма-матер, давшей им путевку в большую жизнь

В читальном зале Центральной городской библиотеки собрались ветераны педагогического труда, седовласые мужчины и женщины, которые привлекали уже «своей поступью, своим видом, своей интеллигентностью». Более полувека назад они выбрали нелегкий педагогический путь и были ему верны до конца, оставив большой  след в рыбинском образовании. Их помнят, любят в коллективах, где они трудились долгие годы, по их стопам пошли десятки учеников, которые сегодня «сеют умное, доброе, вечное»…

ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО
Идея увековечить воспоминания о любимом вузе возникла два года назад, когда педагоги встретились в библиотеке, чтобы отметить круглую дату — 60 лет со дня открытия в  нашем городе учительского  института. «Мы тогда не могли наслушаться рассказами бывших студентов, — вспоминает заведующая краеведческим отделом библиотеки Татьяна Анатольевна Степкина. — Это было настолько интересно, поучительно, а самое главное — мы узнали много нового, ведь, кроме книги Кирилла Павловича Градусова «Из истории забытого вуза: о времени и о себе», никаких сведений и публикаций о Щербаковском пединституте раньше не было.
Известный в городе краевед, историк Юлия Ивановна Чубукова стала центром организационной работы по созданию книги. Она обзванивала, напоминала, собирала рукописи, дневники, стихи, газетные статьи. Потом к этой работе присоединился Совет ветеранов педагогического труда в лице Валентины Ивановны Гулько. «Такого клада, богатства в руках мне держать еще не приходилось!», — делится впечатлениями литературный редактор книги Людмила Михайловна Белякова, которой были переданы все собранные материалы. Они стали для нее родными. Прочувствовав каждое слово, она твердо убеждена, что эта книга бесценна не только для ветеранов, но и для тех, кто сегодня работает в школе. 
«Зеленый свет» новой книге дала директор департамента образования Римма Брядовая. Благодаря ее личной заинтересованности, моральной и финансовой поддержке администрации города книга достаточно быстро увидела свет. Ее мемуарный характер нисколько не умаляет исторической значимости материала, собранного теми, кто учился в этом вузе.

«КАК МОЛОДЫ МЫ БЫЛИ…»
Столько лет прошло, больше полувека, а воспоминания бывших «физиков» и «лириков» свежи, как будто это было вчера! С большой теплотой педагоги отзывались о своих преподавателях, оставивших глубокий след в их жизни. Без запинки, точно заученный урок, вспоминали их имена. Это были высокообразованные и вместе с тем доступные в общении люди, которые охотно делились своими знаниями со студентами и умели привить им тягу к учению, по-отечески опекали и воспитывали. В один голос бывшие студенты говорили, что им было хоть и сложно, но интересно учиться. 
«В институте за Волгой сложился удивительно работоспособный педагогический коллектив во главе с А.Г. Карафаном. Строгий мужик, но справедливый, — сказал Борис Александрович Баранов, учившийся на отделении русского языка и литературы. — Вспоминаются такие преподаватели, как Владимир Яковлевич Бахмутский — человек глубочайших знаний, физкультурники Владимир Петров,  Анатолий Герасимов, благодаря которым все мы вышли из института с разрядами не по одному виду спорта». 
«У нас были очень хорошие учителя: Федор Павлович Жуков, Анатолий Владимирович Лучинский, Александр Терентьевич Хохлов, которые поражали своей эрудицией. Просто удивительно, как Хохлов хорошо знал элементарную математику, не заглядывая никуда «сыпал» сложнейшими формулами. Мы боялись этого предмета, но все-таки справились, — вспоминает Нина Васильевна Мухина (Лужина), бывшая студентка физико-математического отделения. — Институт дал нам отличную базу знаний для дальнейшей учебы, в своей работе мы старались передать их своим ученикам».
Взаимоотношения студентов с преподавателями были очень дружеские, неофициальные, скорее как между старшими и младшими товарищами. «Они нас любили. Это чувствовалось во всем. Мы прекрасно общались, даже частенько разговаривали на равных. Хочется вспомнить преподавателя Новосельцева, организовавшего в институте научное общество. Мы пропадали в лаборатории, ставя большое количество экспериментов. И были так увлечены, что однажды дошло до пожара», — вспоминал Игорь Алексеевич Круглов.
Жили бедно, и порой студентам нечего было одеть, а из еды был лишь чемодан семечек. 
Борис Александрович Баранов вспомнил, что когда женился, один из преподавателей одолжил ему на свадьбу свой костюм. Жених так хорошо его отгладил, что тот даже не признал свою вещь. Студентам было тяжело материально, и ректор, понимая, что на голодный желудок знания в голову не пойдут, распорядился поставить в столовой тарелки с хлебом и кормить их бесплатно овощным супом. «А я помню о свадьбах, — сказала заслуженный учитель РФ Лидия Михайловна Сивова (Пудова). — У нас в группе первой замуж выходила Валя Герасимова. Так мы все ходили работать на стройку, зарабатывали ей денег на свадебное платье. И Валя у нас выходила замуж в капроновом платье. На фото наши мальчишки выглядят как настоящие франты, а ведь у них тогда на всех был один галстук».
Как жили студенты? Трудно, но весело. Кроме учебы, были и спортивные соревнования, и танцевальные вечера, и занятия в хоре. Бывшие студентки вспоминали, как бегали на танцы, иногда через забор, чтобы сберечь деньги, как ездили на целину… За комсомольскими путевками стояли в очередь вдоль всего проспекта. На другой раз секретарь комсомольской организации института Костя Розанов предложил писать коллективную заявку. Два года студенты ездили собирать урожай на 3-4 месяца, работали денно и нощно, перелопачивая зерно.
Некоторые из тех, кто пришел на встречу, после закрытия в 1959 году института в Рыбинске доучивались уже в Ярославле. Отношение преподавателей там было другое, более холодное. Порой рыбинцы чувствовали себя нелюбимыми падчерицами и пасынками. «Нам было с чем сравнить, у нас было интересней. По сравнению с ярославскими группами мы были в одном лице физики и математики. У них было 5 экзаменов, у нас 7. И учились мы гораздо старательнее, но часто слышали в свой адрес от ярославских «вертихвосточек» уничижительное «нюшки», — рассказывает Лидия Михайловна Сивова.
Бывшие студенты Щербаковского учительского института умели дружить, были настоящими коллективистами и сохранили друг к другу трепетное и уважительное отношение. А главное — в своей жизни они все стали учителями и смогли состояться в своей профессии.

СКВОЗЬ ГОДЫ
«Я признательна всем, подарившим свои воспоминания. С огромным удовольствием прочитала книгу. Насколько яркие, интересные люди вас учили, насколько жизнелюбива ваша позиция, светлы воспоминания. Книга читается на одном дыхании. Она обязательно найдет отклик в сердце читателей. Я показала ее учащимся педколледжа и по их реакции поняла, что они понимают, чем вы жили, горели, что было значимо для вас. Читая подобные книги, наши учителя корректируют, определяют свою позицию», — подчеркнула важность книги  заместитель директора департамента образования Надежда Обертышева.
Не претендуя на глубину исследования в области педагогики, новую книгу можно отнести в разряд педагогической литературы. Ее актуальность и своевременность не вызывают сомнений: она появилась в тот период, когда реализация Национального проекта «Образование», инициатива «Наша новая школа», переход на федеральные государственные стандарты второго поколения предполагают широкое обсуждение проблем образования.
Это издание — путешествие в прошлое и обратно. Эмоциональность и хронологическая точность, строгая статистика и личные дневники и размышления делают книгу интересной не только людям, связавшим свою жизнь с образованием, но и широкому кругу читателей.
По словам Валентины Гулько, книжная новинка займет достойное место в музее рыбинского образования, который будет организован в школе № 1. А главное, книгу ждет продолжение. Ведь при ее создании удалось охватить далеко не всех выпускников Щербаковского учительского института. Жизнь разбросала их по городам и весям, им тоже есть что вспомнить. Работа будет продолжена.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме