новости 12 октября 2011

Площадь свободы

Чтобы соблюсти новые требования СанПиН, одно из лучших рыбинских учебных заведений, гимназия №8, было бы вынуждено либо сократить количество учащихся, либо каким-то волшебным образом раздвинуть стены классов и коридоров. И то и другое одинаково абсурдно. Как реструктуризация системы городского образования помогла обрести тысячу квадратных метров дополнительных площадей, и как наш город обогнал паровоз государственных реформ, выяснял наш корреспондент

На «старой телеге» к звездам
Гимназия №8 им. Л.М. Марасиновой известна далеко за пределами поселка Волжский, где она находится. Это одно из первых учебных заведений, получивших в 1993 году новаторский статус современной гимназии и развивающее инновационные методики профильного обучения; неоднократный лауреат всероссийского конкурса «Школа России».  Здесь у доски преподают шесть победителей в приоритетном национальном проекте «Образование», три победителя муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года», четверо заслуженных учителей России, кандидаты наук; имена ее выпускников ежегодно звучат среди «золотых» и «серебряных» медалистов. Казалось бы, здесь по определению всё передовое и новаторское. Всё, кроме самой школы, то есть старого здания на ул. Черняховского, износившегося морально и физически.
Стало очевидно, что ресурс полностью исчерпал себя, и далеко на таком «транспорте» не уедешь. Все равно, что ставить на старую телегу чудеса прогресса вроде навигатора и климат-контроля. Ведь как ни крути, но ни хороший ремонт, ни компьютерные технологии, ни талант педагогов и их воспитанников не могли раздвинуть узенькие коридорчики и рекреации или заменить собой отсутствующий актовый зал. Так было до 1 сентября этого года, пока перед гимназистами не распахнулись новые двери, и уникальное учебное заведение не получило тысячу квадратных метров плюсом.

Школа на чемоданах
Чемоданное настроение, охватившее школы на мехзаводе, породила программа реструктуризации системы образования г. Рыбинска, а ее в свою очередь — необходимость эффективного управления в условиях подушевого финансирования, когда деньги приходят в школы «за» учениками. Был сделан экономический расчет по поселку Волжский, который показал, что школы №№ 17 и 25 работают далеко не на полную мощность, и этот непролазный некомплект обрекает их на более чем скромное существование. Однако если их объединить, получится одна полноценная школа, в которую придут хорошие деньги, и она сможет развиваться. К такому решению пришел городской департамент образования. В результате объединения, после преезда 25-й школы, высвободилось здание на бульваре 200 лет Рыбинску, 15. Ему-то и суждено было стать новой пропиской гимназии №8.
«Проект этого здания конца 80-х больше соответствует современным нормам и требованиям. Площади и рекреаций, и кабинетов значительно больше, в общей сложности мы выиграли около тысячи квадратных метров. Теперь в школе два спортзала, один из них для начальной школы. В связи с введением третьего часа физкультуры в программу, возникло бы много трудностей, как их организовать, теперь этот вопрос снят», — рассказывает директор гимназии №8 Ирина Игнатьева. Но главное, уже больше никто не вспоминает угрожающую дилемму: либо отказывать ученикам в месте за партой, либо нарушать  санитарное законодательство. Большие площади сулят большие преимущества: по словам руководителя учреждения, почти за два десятка лет гимназия ни дня не работала в одну смену. 2011 год стал и в этом переломным. 

Лес рук
Правда, изначально вопросов к идее школьной рокировки возникало немало. На собраниях, посвященных переезду 8-й гимназии, вырастал, как говорят в педагогической среде, лес рук. Родителей и учителей волновало, не потеряет ли гимназия от перемены мест. «Этот принципиальный момент был сразу оговорен. Когда мы планировали  переезд, глава города  заверил, что наши условия не должны ухудшиться. Например, у нас был хороший ремонт кабинетов, локальная сеть, а новое здание ничем таким похвастаться не могло, для нас это было бы шагом назад. Но городские власти обещали все воссоздать», — продолжает Ирина Альбертовна.   В итоге перенесены в новые стены и гимназический музей, и класс гидроэнергетики, и картинная галерея. А все классы, как и прежде, объединены внутренней компьютерной паутиной. Здесь полностью заменена электрическая проводка с учетом современных нагрузок, чтобы можно было оборудовать рабочие места учителей. «В скором времени, когда будут подготовлены необходимые регистрационные документы, мы получим выход в интернет из каждого кабинета, что обогатит образовательный процесс», — уверена директор.
Перспектива перемещения гимназии №8 в другое здание беспокоила и многих других жителей Волжского еще по одной причине. Та часть микрорайона, где на ул. Черняховского располагалось учебное заведение, после  переезда оставалась без социально-культурного очага. Угаснуть ему реструктуризация не даст. Сеять разумное, доброе, вечное в старом здании продолжат другие наставники. Туда планируется перевести библиотеку, спортзал занять под секции, организовать  центр допобразования школьников с кружками по интересам, которые сейчас ютятся по квартирам в жилых домах.

Особый дух
К подготовке гимназии к новому учебному году, а по сути к новой жизни, решено было подойти комплексно, чтобы здание полностью соответствовало нуждам и требованиям современного образовательного процесса. Так, в рамках программы реструктуризации произведена частичная смена канализационных труб в подвале, — старая система не могла бы нормально функционировать с увеличением количества детей. Облицован плиткой согласно СанПиН процедурный кабинет, выполнен ремонт в санузлах, завершаются работы в актовом зале, где мрачные «под кирпич» стены обрели приятный светлый оттенок. Отремонтирован цоколь здания и отмостка, которые были далеко не в идеальном состоянии. Ранее тонувшую по вечерам во мраке территорию вокруг теперь осветили. По словам директора гимназии №8, сейчас готовится проектная документация на пищеблок, чтобы его включили в программу ремонта. Учебное заведение вошло в городскую программу по энергоэффективности, современная гимназия должна быть оборудована таким образом, чтобы тепло расходовалось рационально и не улетало в трубу вместе с деньгами.
Это планы на будущее. И они вроде бы не имеют прямого отношения к процессу получения знаний, обычно об этом не говорится. Но из таких впечатлений тоже складывается престиж школы, а значит, успехи учеников и педагогов, считают в гимназии.
Весь ремонт вылился в порядка 30 миллионов рублей. Для гимназии эта цифра  космическая, а до недавних пор просто несбыточная. «Я не помню, чтобы когда-нибудь столько денег вообще направлялось на сферу образования, как сейчас. Слишком долго школам внимания не уделялось, поэтому неудивительно, что сегодня многие из них в плачевном состоянии. В последнее время из уст президента России все чаще начинает звучать, что надо вкладывать в образование, менять в школах пищеблоки, интерьеры, ремонтировать спортзалы, а наш город уже полтора года этим занимается», — в необходимости реформ не сомневается Ирина Игнатьева. И она не одинока. Учителя 8-й гимназии, ученики, их родители, сами приняли активное участие в переезде своей альма-матер: младшие ребята переносили цветы, кто-то — стулья, взрослые подключались с личным автотранспортом. Удалось управиться в рекордные сроки — за два дня, но и потрудиться пришлось до темноты.
«Столько сил было затрачено, чтобы переехать! — вспоминает одиннадцатиклассник Андрей Киселев. — Мы помогали перевозить мебель из старого здания, книги. Старались не зря, переездом мы довольны, эта школа намного больше, здесь сделан хороший ремонт». Проблем с адаптацией у молодежи не возникает. А вот старшее поколение 8-й гимназии еще скучает по старым стенам. «Пока еще привыкнуть к зданию трудновато, — признается Нина Александровна Насоновская, учитель русского языка и литературы. — В том здании я проработала 28 лет, и здесь все непривычно. Но, я думаю, все будет нормально, здание  просторное, красивое, современное». По ее словам, вместе с партами и растениями удалось перенести сюда самое главное, на чем стоит учебное заведение, — это «дух 8-й гимназии, наш особый дух знаний, дружбы и творчества».
Сомневаться в этом не приходится. Недавно учитель, победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года-2011» Надежда Смирнова вернулась из Москвы, где представляла Ярославскую область на Всероссийском конкурсе «Учитель года-2011».   Недавно она стала мамой и поехала отстаивать честь региона вместе с грудным малышом на руках!  Она успешно и очень достойно выступила, наверное, зная, что за нее держат кулачки в ее родной обновленной гимназии.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме