новости 18 января 2012

Муниципальный автобус есть и будет

Если бы однажды проезд в Рыбинске на автобусах стал бесплатным, радовались бы вы или огорчались? Казалось бы, ответ очевидный: ну не расстраиваться же, когда можно ехать хоть от Копаева до Волжского, хоть одну остановку, и ни тебе кондукторов, ни контролеров. Сплошная радость и экономия! Но даже используя все блага бесплатного проезда в общественном транспорте, понимаешь, что кто-то за все это должен заплатить. Есть топливо, которое покупается за деньги, есть водитель, которому нужна зарплата, есть, в конце концов, такие понятия, как ремонт и амортизация. И если не платят пассажиры, значит, будет платить владелец. А поскольку в нашем случае владельцем является Рыбинск, то раскошелиться придется ему. На полмиллиарда рублей в год. Именно столько стоит содержание муниципального автобусного парка города

 

— Не стоит думать, что автобус ездит сам по себе, а деньги пассажиров, уплаченные за проезд, мы тратим на удовольствия, — говорит директор МУП «ПАТП-1» Виктор Жиганов. — Машина заправляется топливом, за которое мы платим деньги. Техническое обслуживание автопарка, ремонты, запчасти, заработная плата — все это требует постоянного финансирования.

В составе себестоимости проезда на рыбинских автобусах 51 процент — это зарплата транспортников. Кстати, далеко не самая высокая в городе. Среднестатистический работник ПАТП-1 получает 14 500 рублей в месяц. Водители зарабатывают от 17 000 до 19 000, кондукторы около 11 000, есть персонал, который довольствуется прожиточным минимумом.

Итак, 51% в себестоимости проезда — это зарплата, которую может регулировать руководство ПАТП-1. И оно регулирует — фонд оплаты труда остается неизменным уже около двух лет. Не потому что Виктор Жиганов считает зарплату своих работников достойной. Нет, как он сам говорит, и сердце кровью обливается, и стыдно становится. Но повышение зарплаты, например кондуктора, требует дополнительных средств. А где их взять, если единственным источником дохода ПАТП является оплата проезда пассажирами, и всю возможную прибыль «съедает» топливо. Собственно, именно от стоимости солярки и бензина зависит цена билета в автобусе.

— По сравнению с2010 годом цена солярки — основного топлива для машин ПАТП-1 — повысилась на 31 процент, — рассказывает Виктор Жиганов. — В 2010 году мы заплатили за нее 62 миллиона рублей, а в 2011-й — 92 миллиона. При этом стоимость проезда пассажиров в Рыбинске в течение этого периода не менялась.

Еще одной нагрузкой на предприятие лег единый социальный налог, рост которого на 8 процентов не улучшил материальное положение транспортников. В 2011-м ЕСН для ПАТП-1 составил дополнительно почти миллион рублей в месяц. Всего же налоговые перечисления в бюджет составляют около 75 миллионов рублей в год.

С учетом этих факторов себестоимость одной поездки в рыбинском автобусе — это 17 рублей 20 копеек. Мы же, как известно, платим за билет 12 рублей. Кто компенсирует разницу?

— Никто не компенсирует, сами крутимся, — говорит Жиганов. — Но если 2010 год мы закончили с прибылью в 7 миллионов рублей, то сегодня уже понятно, что убытки 2011 года составят порядка 25 миллионов.

Убытки — это стремительный рост цен на топливо, с которым транспортники вынуждены мириться, поскольку влиять на непомерно завышенную стоимость солярки может разве что антимонопольная служба. Но существует еще один фактор. И это, как ни парадоксально, реализация областной социальной программы, по которой стоимость проезда льготных категорий граждан ограничена 6 рублями.

Льготы, как известно, дело хорошее. Ветераны, инвалиды, школьники, студенты — все, кто требует государственной защиты и финансовой поддержки, могут ездить в автобусах за полцены. Сегодня эта программа реализована в виде электронных проездных билетов, которые продаются определенной категории населения по заниженной стоимости. И поскольку функцию социальной защиты берет на себя областной бюджет, он же и должен компенсировать разницу в цене проезда льготников и обычных пассажиров. И бюджет компенсирует. Но только частично.

— Когда в ходу были бумажные проездные, нас упрекали в том, что мы завышаем количество поездок льготников, — говорит Виктор Жиганов. — Сегодня каждая такая поездка и в автобусах, и в троллейбусах фиксируется электронным устройством. И мы имеем точную картину — в среднем каждый обладающий льготой на проезд в общественном транспорте пассажир пользуется этим правом 72 раза в месяц. А областной бюджет компенсирует только 42 поездки.

30 непредусмотренных поездок по льготному электронному билету ложатся на убытки транспортных организаций. Для ПАТП-1 это 20 миллионов рублей в год выпадающих доходов. И пока внятного ответа на вопрос о возможности полной компенсации льгот область не дает.

— Мы предлагали либо пересмотреть количество поездок льготных категорий граждан и привести их к реальности, — говорит Виктор Жиганов, — либо вернуться к персонифицированным проездным билетам. Но сегодня ни тот, ни другой вариант областным правительством не принят.

Итак, убытки от роста стоимости топлива плюс выпадающие доходы от перевозки льготников. Чем еще радовал транспортников 2011 год?

— Теперь о хорошем, — улыбается Виктор Жиганов. — В 2011 году мы приобрели 25 новых автобусов. Они вышли на городские маршруты взамен старых машин. И, поверьте, в этих наших тратах есть смысл и экономия. Если «Икарус» расходует 42 литра топлива на 100 километров пробега, то новый ЛИАЗ — 36 литров. Старый ПАЗик «съедает» 30 литров, новый «Богдан» — всего 18. В результате замены подвижного состава в 2011 году мы сэкономили 150 тысяч литров топлива. При этом в два раза снижаются затраты на ремонт, техническое обслуживание машин. И если бы стоимость той же солярки стояла на месте, мы бы смогли, например, повысить зарплаты работникам.

Весь парк ПАТП-1 составляет 170 машин. 35 из них за счет средств самого предприятия были заменены в 2010 году, 25 — в 2011-м. А в 2012 году предстоит заменить еще 35 старых и затратных автобусов. Причем уже за счет городской казны.

— В расходную часть бюджета заложена немалая сумма — 46 миллионов рублей на приобретение общественного транспорта, — рассказывает Виктор Жиганов. — Мы надеемся реализовать ее в самом начале года и избавиться от 30-летних «Икарусов».

У транспортников есть специфический показатель эффективности работы — коэффициент использования автопарка. Сегодня в ПАТП-1 он равняется 0,8 — это значит, что 80% машин выходит каждый день на маршруты, и только 10% простаивают в гаражах на ремонтах. После замены еще 25 автобусов этот показатель планируется довести до 90 процентов.

Еще один критерий, по которому можно судить о работе транспортного предприятия, — это эксплуатационная скорость на маршрутах.

— Здесь нам похвастаться нечем, — говорит директор. — Сегодня средняя скорость автобусов — всего 19 километров в час. Но вины своей мы не чувствуем. Скорость передвижения транспорта по городу зависит от состояния дорог, количества остановок, наличия транспортных пробок и прочих условий движения. И если, например, в Сеуле автобусы ходят со скоростью поездов метрополитена — 34 километра в час, то это заслуга местных организаторов дорожного движения. Там выделены специальные линии для общественного транспорта с удобными заездными карманами, научно рассчитаны нагрузки на дороги. Поэтому, когда пассажиры или депутаты просят нас организовать очередную остановку, удобную только жителям соседних домов, я думаю о том, что роль общественного транспорта нивелируется, и скорость его передвижения приближается к скорости пешехода.

Но тихоходность наших автобусов, тем не менее, не становится поводом для отказа от поездок. Даже с учетом увеличивающегося числа личного транспорта, желающих ехать в автобусах меньше не становится. Ежедневно ПАТП-1 перевозит 85 тысяч человек по улицам Рыбинска. Впереди у предприятия — новые машины, оборудованные системами автонавигации. И еще директор мечтает о том, чтобы каждый пассажир в Рыбинске мог в Интернете посмотреть, сколько предстоит ему минут ждать автобус на каждой существующей в городе остановке.

Пока все эти планы строятся исходя из 12 рублей за поездку и бюджетной помощи на новые автобусы. И если бы не рост цены на топливо и отсутствие достаточных дотаций на перевозку льготников, слово «пока» можно было бы исключить. По крайней мере, Виктор Жиганов уверен — до будущего лета стоимость проезда меняться не будет. А там — все зависит от экономики. И еще от желания самого города — бесплатного транспорта, конечно, не предвидится, но муниципальный в Рыбинске будет точно.

— В новом году желаю своим работникам побольше новых машин, пошире ровных дорог и, конечно, повышения зарплаты, — улыбается Виктор Жиганов. — А всем горожанам, помимо счастья и здоровья, желаю иметь возможность в любое время и без ожидания ехать в нужную для них точку Рыбинска. Согласитесь, это ведь важно — знать, что муниципальный транспорт есть и будет.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме