Мнение 8 августа 2012

Рыбинский пчеловод-новатор Леонид Тугов — о пчелах и меде

14 августа православные христиане отметят Медовый Спас. Считается, что в этот день в ульях «созревает» мёд, собранный за лето пчёлами, становясь наиболее полезным для человека. Но, оказывается, отведать настоящего мёду в наше время ой как непросто, потому что всё, что попадает на прилавки магазинов, назвать мёдом сложно, так считает пчеловод-новатор Леонид Тугов, который для получения действительно качественного продукта установил на своей пасеке чудо-ульи.

На пасеке пахнет мёдом и монотонный гул возвещает о том, что трудолюбивые пчёлки исправно выполняют своё дело, несмотря на то, что время медосбора подходит к концу и на полях можно встретить разве что веснушки пижмы и малиновые звёздочки василька лугового. Мы беседуем вполголоса, чтобы не привлекать внимание полосатых тружениц.

— Вы считаете, что сейчас практически невозможно приобрести настоящий мёд. Почему?

— Всё дело в том, что считать настоящим мёдом. В представлении большинства современных людей мёд — это сладкое вещество всех оттенков янтарного цвета, с характерным ароматом, в маленькой баночке, на которой написано «МЁД». Гораздо меньшие, помимо этой картинки, представляют мёд в сотах. И то и другое мёд, но качество может разительно отличаться.

Я не буду сейчас говорить о фальсификациях мёда, допустим, что в обоих случаях это натуральные продукты пчеловодства (так как собраны пчелами с цветов, а не с сахарной патоки, «заботливо» поставленной у ульев) и экологически чистые (то есть мёд собран в местностях, где отсутствуют вредные производства, вдали от крупных автомагистралей).

И всё же ещё в начале ХХ века мёд по праву считался лекарством и продавался в аптеках. Вся земская медицина была основана исключительно на мёде и травах. А сейчас существует большая разница между тем мёдом, который был доступен нашим предкам ещё сто лет назад, и тем, что мы можем найти на прилавках магазинов и рынков.

— Так что же делало этот продукт таким целебным, и куда исчезла его лекарственная сила в наше время?

— Во-первых, мёд, как это не трудно догадаться (улыбается), так же, как и сейчас, делали медоносные пчелы, но пчелы были северные, среднерусской породы, которых сейчас практически не разводят. В сложных условиях умеренных широт эта порода приспособилась к продолжительной 7-8-месячной зимовке, а чтобы пережить такой долгий холодный период, надо приготовить корм соответствующего качества. Многие слышали понятие «диастазное число мёда».

Оно показывает содержание фермента, расщепляющего крахмал на простые сахара (фруктозу и глюкозу), из которых в основном и состоит мёд. Фактически диастазное число мёда указывает, сколько раз капелька нектара, принесённого пчелой, была подвергнута обработке слюной пчёлы. По современному ГОСТу, если диастаза мёда больше 7 единиц, то продукт является мёдом, а если же меньше, то это не мёд. Так вот, мёд сто лет назад имел диастазу 50 единиц и выше. Именно он позволял пчелам без потерь переживать холодный период и начинать новый сезон здоровыми и деятельными.

В годы советской власти боролись за производительность труда и широко внедряли прогрессивное пчеловодство, которое, наряду с рамочными ульями, заключалось в использовании южных пород пчёл (карпатская, кавказская и др.). У таких пчёл хоботок длиннее, и летают они быстрее, поэтому их производительность в разы выше, чем у северной пчелы. При этом корму на зимовку они не уделяют такого пристального внимания, поскольку холодный период у них на родине гораздо короче.

Такая ситуация сохраняется и в настоящее время. Южные породы вытеснили среднерусскую и смешались с ней. Сейчас сложно найти чистопородную северную пчелу (есть так называемые местные с примесью южных кровей), а южные пчелы постоянно завозятся.

Во-вторых, чтобы достичь такого значения диастазы, мёду необходимо было «созреть». Зрелым мёд считался после Медового Спаса. Только после этой даты пчеловоды начинали собирать сладкий урожай. А в настоящее время немногие пасечники придерживаются этой традиции, и мёд откачивается 2-3 раза за сезон. Как только пчёлы запечатывают соты с мёдом, пчеловод срезает крышечки сот (забрус) и откачивает сладкий урожай. Бывает, самые торопливые не ждут запечатывания, а откачивают мёд, когда заполнятся медовые соты. Такой мёд является незрелым.

В-третьих, до появления рамочного улья в середине XIX века и его широкого распространения уже в советское время, мёд был бортевым, то есть из борти или колоды. Это был очень концентрированный продукт сложного состава, который содержал все продукты пчеловодства: мёд, воск, пергу, пыльцу, маточное молочко, пчелиный и трутневой расплод, пчелиный яд, пчелиный подмор. Все продукты пчеловодства и их целебная сила естественным образом были законсервированы в этом меде. Вот такой мёд продавался в аптеках, а иностранцы со времен Древней Руси ценили его на вес золота!

Причём недостатка в этом «янтарном золоте» у наших предков не было, потому что до революции почти каждая крестьянская семья имела несколько пчелиных семей в колодах. Они не требовали такого тщательного ухода, какой им необходим в рамочных ульях, где в погоне за производительностью пчеловод старается как можно больше делать за пчёл, чтобы они не отвлекались от сбора нектара.

— Получается, что всё новое — это хорошо забытое старое, и Вы стремитесь воссоздать традиции предков, чтобы получить именно лекарственный мёд, а не сладкий мёдопродукт. И как вам это удается? Ведь ваши аккуратные, украшенные резьбой ульи внешне совсем не похожи на традиционные колоды.

— На самом деле этот вариант улья без рамок переходный, компромиссный — от рамочного улья к колоде. Он позволяет содержать пчёл с минимальным вмешательством в их жизнь и получать сотовый мед без использования искусственной вощины, которая часто содержит парафин и пчелиный воск, обработанный на одном из этапов технологического процесса серной кислотой. Свои улики я привёз из Владимирской области, но такие можно изготовить и самостоятельно.

Улей состоит из основания, 4 корпусов, внутренним размером 30 на 30 см и высотой 21 см, толщина стенки 20-40 мм, подкрышника с утеплителем и крыши. В каждом корпусе по 8 линеек с восковыми затравками по полсантиметра для оттягивания сот в нужном направлении. Корпуса между собой жёстко не скрепляются. Зимует пчелиная семья в двух из них. Весной снизу подставляются ещё два, а осенью пчелам снова оставляют только два отстроенных корпуса, заполненных мёдом, остальное пчеловод забирает себе. В полностью заполненном корпусе содержится около 16 кг мёда и 800 г воска. Мёд, естественно, сотовый. Таким образом, урожай с одной семьи составляет примерно 32 кг мёда. Конечно, это далеко не рекорд, но всего за час работы в сезон (подставить и убрать корпуса) получить два пуда мёда, кажется, неплохо.

Такая конструкция улья была предложена французским пчеловодом аббатом Эмилем Варрэ в книге «Пчеловодство для всех». Благодаря своей простоте, небольшим затратам времени и средств на содержание, улей Варрэ становится всё более популярным. Конечно, это не легендарный бортевой мёд со всеми продуктами пчеловодства, а просто сотовый мёд отличного качества. Необходимо также добавить, что поскольку ульи не убираются в зимник и пчёлы зимуют на воле, это способствует проявлению в нашей местной породе качеств, заложенных природой в северную пчелу.

— И всё-таки, неужели всё так плохо в торговле мёдом? Что бы Вы посоветовали приобретать в магазине тем, у кого нет возможности завести собственных пчёл?

— Лучший мёд, конечно, от своих пчёл. Но если нет своего мёда, то хорошо бы иметь знакомого пчеловода, который дорожит своим именем и честен с покупателями. Только тогда есть гарантия качества мёда. О качестве купленного мёда может также рассказать специальный анализ, но не все же будут проводить анализы из-за пары килограммов мёда, которые всё равно придётся купить. Следует помнить, что мёд при нагревании больше 40 градусов теряет свои качества, а при 60 градусах становится просто смесью сахаров. Это имеет большое значение, поскольку откачанный мёд хранят во флягах из нержавейки, где он к концу лета, осени «садится», кристаллизуется. И чтобы разлить флягу в посуду необходимо этот «севший» мёд растопить, то есть нагреть. Никто вам не скажет, до какой температуры проводилось нагревание и насколько мёд утратил свои свойства.

Поэтому хочу пожелать, чтобы у каждой семьи на столе был собственный мёд! С наступающим праздником Медового Спаса.

Ольга Любимова

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме