новости 6 февраля 2014

Все под контролем

Коммунальные проблемы — это излюбленная тема для обсуждения у наших граждан. Наверное, нет ни одного абсолютно благополучного многоквартирного дома, где ни разу не происходило коммунального бедствия местного масштаба.

Коммунальными происшествиями никого не удивишь, ведь большинство городских многоэтажек давно уже отметили полувековой юбилей или же приближаются к этой солидной дате. И дело даже не в том, что в домах в один не очень прекрасный момент начинают «плакать» крыши, остывают батареи, а в подвалах поселяется сырость. Главное — насколько своевременно управляющие организации предотвращают или же оперативно устраняют эти беды.
Подтолкнуть их к активным действиям призвана муниципальная жилищная инспекция,  которая с конца прошлого года действует и в Рыбинске. Занимается этой работой у нас Алла Тетюшкина, долгие годы проработавшая в Рыбинском МУ МВД. О первых итогах на новом поприще — в нашем интервью.

— Алла Валерьевна, почему возникла необходимость в дополнительном контроле за деятельностью управляющих организаций и прочих коммунальных служб?

— В Ярославской области в конце 2012 года был принят закон №61-з «О муниципальном и жилищном контроле на территории Ярославской области». То есть фактически мы соблюдаем требование этого нормативно-правового акта.
На территории региона до 2013 года существовал единый государственный орган, который осуществлял жилищный контроль, — государственная жилищная инспекция по Ярославской области. Жалобы граждан на услуги ЖКХ здесь принимали регулярно, но ввиду того, что количество сотрудников было ограничено, а нареканий на содержание коммунального имущества очень много, необходимость создания такого рода инстанций на местах назрела уже давно.
В нашем случае принято решение о создании муниципальной жилищной инспекции на базе отдела по защите прав потребителей, так как вопросы, которые до этого приходилось решать его специалистам, во многом схожи.

— И все-­таки все вас знают прежде всего как сотрудника полиции — в последние годы вы руководили участковыми уполномоченными. Трудно было перестроиться, ведь жилищная сфера — совсем иное направление работы?

— Примечательно, что люди, с которыми сейчас приходится встречаться, отчасти те же, что приходили ко мне на прием и на прежней работе. Только тогда  они жаловались на соседей, родственников, нарушающих общественный порядок, а теперь  выражают недовольство работой управляющих компаний. И, нужно сказать, большая часть жалоб имеет под собой основания.
В большинстве своем люди жалуются на ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома. Текущие кровли, затопленные подвалы, крысы, холод в квартирах и прочие коммунальные «прелести» перечислять нет смысла — о них все наслышаны. Только реагируют на сигналы управляющие компании по-разному. Некоторые просто их игнорируют. На данный момент на руководителя одной из управляющих компаний собран материал для привлечения к административной ответственности. Он направлен в  государственную жилищную инспекцию по Ярославской области.

— Какие проблемы, что называется, на слуху?

— Сейчас очень много вопросов поступает по поводу начисления ОДН, особенно по электроэнергии. Причем обращаются как рядовые жители, так и старшие по домам. Просьба, как правило, одна — разобраться в обоснованности начислений. Нередко жильцы нескольких идентичных по своим конструктивным особенностям домов сравнивают  суммы, и те, у кого они оказываются выше, хотят узнать причину. К примеру, совсем недавно поступило заявление из многоквартирного дома на Скомороховой горе. По словам его старшей, в соседнем доме жильцы платят за ОДН намного меньше, хотя многоэтажки практически одинаковые. В этом случае мы будем разбираться совместно с начальником рыбинского отделения Ярославской сбытовой компании. Конечно, нюансов здесь может быть множество. Возможно, в подъездах соседнего дома стоят датчики движения, отсюда и экономия. Также стоит учесть, что в многоэтажках может быть совершенно разная электрическая «начинка». Например, лифты. Где-то они новые, а где­-то уже отработавшие свой срок, проигрывающие в плане энергоэффективности. Если в доме есть насосная станция, то расход электроэнергии также будет больше.
Есть и другие аспекты, влияющие на размер ОДН, например, платежи юридических лиц и ИП, располагающихся на первых этажах.
В своем доме всех арендаторов я знаю практически в лицо. Это продуктовые магазины, которые официально платят за потребленные ресурсы, не перекладывая это бремя на жильцов. А вот в одном из многоэтажных домов в микрорайоне Волжский иная ситуация. Здесь у одного из помещений на первом этаже есть собственник, которого никто никогда не видел. Внутрь попасть невозможно — дверь постоянно закрыта, хотя по электрическому счетчику видно, что там работает какое-­то оборудование. Жильцы дома теряются в догадках — что происходит? Как действовать в такой ситуации — сложный вопрос.

— А поступали к вам просьбы проверить финансовые отчеты управляющих организаций?

— С такой просьбой к нам обращались дважды. Сразу хочу заметить, с одной стороны, приятно и похвально, что люди относятся неравнодушно к тому, как управляют их домом, и стремятся контролировать УК, с другой — аудит финансовой деятельности не входит в компетенцию муниципального жилищного инспектора. Провести проверку финансового отчета по дому имеет право только аудиторская компания, а для этого нужны средства.

— Понятно, что вам подвластно далеко не все, но при этом за истекший период удалось достичь положительных результатов?

— В моей практике было несколько фактов, разобравшись в которых, я получила искреннюю благодарность от людей, чьи интересы удалось отстоять. Кстати, в некоторых случаях пригодился прежний опыт работы в полиции.
Один из самых первых вопросов, которые мне удалось решить при помощи участковых полицейских, касался отключения электричества в одной из квартир дома №187 по проспекту Ленина. Здесь проживает ветеран труда, инвалид  второй группы — человек во всех смыслах достойный и заслуженный. Все произошло, когда престарелая женщина находилась на лечении в больнице. После того как в доме случилась авария на электрических сетях, ремонтники обошли все квартиры, чтобы устранить неполадки, а к женщине по объективным причинам попасть не смогли. Из-­за конструктивных особенностей внутридомовой сети ее квартира единственная осталась не подключенной.
Вернувшись из больницы, пожилая женщина несколько недель сидела дома без света. Дело было поздней осенью, так что ей пришлось несладко. Несмотря на то, что она сообщила о своей проблеме, работники обслуживающей организации не могли ей помочь. Причина банальна — восстановить электроснабжение можно было только из соседней квартиры, владельцы которой поначалу повели себя, мягко говоря, равнодушно. Пришлось подключать участковых, и в конечном итоге несговорчивые соседи дали «добро» и впустили электриков в свою квартиру.
Вообще, когда поступают жалобы от людей престарелых, помочь им хочется вдвойне, ведь ходить по инстанциям в их возрасте — дело не просто утомительное, для них это просто унизительно.
У жительницы дома по улице Зои Космодемьянской основной коммунальной проблемой стали холодные батареи в одной из комнат. Чтобы решить ее, необходимо было поменять трубы не только у нее, но и в квартире этажом выше. Загвоздка в том, что соседи снимали жилье, и, естественно,  когда представитель управляющей компании обратился к ним с таким предложением, последовал отказ. Где живет хозяин, они тоже не знали. В результате шесть лет(!) в квартире престарелой женщины зимой температура не превышала 17 градусов. Когда она в очередной раз предприняла попытку добиться комфортных условий проживания и обратилась  к муниципальному жилищному инспектору, дело сдвинулось с мертвой точки. Во-­первых, сразу удалось достичь понимания с руководством ОАО УК «ЖКУ». Общими силами мы нашли собственника помещения, причем как раз­-таки здесь и потребовалась помощь моих бывших коллег. В результате трубы поменяли, и теперь пенсионерка зимой не мерзнет.
Немало проблем у людей возникает и с индивидуальными приборами учета. Недавно был такой случай. Женщина приобрела электрический счетчик, вызвала представителя «ЦОК-энерго», который установил прибор и опломбировал. Через некоторое время счетчик сломался — скорее всего он был ненадлежащего качества. Она вновь обратилась в коммунальную организацию, после чего прибор ей заменили, но при этом взяли дополнительную плату в размере 700 рублей за его установку. Женщина возмутилась — ведь счетчик оказался неисправен не по ее вине. Для того чтобы урегулировать ситуацию, пришлось связываться с ярославским юротделом сбытовой компании, специалисты которого  сперва, ссылаясь на условия договора, пытались настоять на своем. Но в конце концов деньги женщине все­-таки были возвращены.

— Да, очевидно, когда в те или иные коммунальные инстанции обращаются лица официальные, отношение порой совершенно иное, нежели к рядовым гражданам…

— Думаю, здесь не последнюю роль играет юридическое образование. Ведь иногда некоторые специалисты УК считают, что муниципальный жилищный контроль касается только помещений, находящихся в муниципальной собственности. Но это не так. По обращениям граждан мы имеем право проводить внеплановые проверки жилья независимо от формы собственности.

— В общем, работа у вас, как в том стихотворении — «и вечный бой, покой нам только снится…»

— А что делать. В сфере ЖКХ по-другому нельзя, иначе останешься у разбитого корыта — и людям не поможешь, и удовлетворения от работы не получишь.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме