новости 30 апреля 2014

Когда люди были большими

В последний день майских праздников, 11-го числа, посетители и члены киноклуба «Современник» встретятся с замечательным мастером кинодраматургии Натальей Рязанцевой.

.AПравнучка тамбовского, симбирского и рязанского губернатора родилась в Москве. Поступив во ВГИК в 1955-м, на заре оттепели, училась в мастерской мэтра сценарного дела Евгения Габриловича. В среде тогдашних вгиковцев формировалось то мировосприятие, что воплотилось вскоре в кино «шестидесятников». Лидером поколения стал Геннадий Шпаликов, во многом чужой для столичной богемы. «Это был такой странный роман, не студенческий, старомодный роман. Гена сразу сделал предложение, — вспоминает Наталья Борисовна. — Мы поженились в 59-м, а в 61-м наш студенческий «экспериментальный» брак стал трещать по швам…» Завершение учёбы совпало с распадом семьи.
Шпаликовские «Застава Ильича» и «Я шагаю по Москве» знаменовали новую эпоху. Наталья сыграла в «Заставе» эпизодическую роль «надменной девушки» в знаменитой сцене вечеринки с участием А. Тарковского, О. Гобзевой, А. Кончаловского, П. Финна. А через пару лет Лариса Шепитько, однокурсница Рязанцевой, поставила по её (с Валентином Ежовым) сценарию психологическую драму «Крылья» о судьбе фронтовички, разминувшейся с молодым поколением.
Вскоре несколько новелл начинающей писательницы, которые легли в основу её следующего сценария, увлекли выпускников Высших режиссёрских курсов Игоря Масленникова и Илью Авербаха. Их лирическая комедия «Личная жизнь Кузяева Валентина» вышла в 1968 году (она включена в программу предстоящего вечера). Семейно-творческий союз Рязанцевой с Авербахом привёл в дальнейшем к появлению таких знаковых картин 70-80-х годов, как «Чужие письма» и «Голос». При том, что, по её словам, познакомились они за карточным столом, им выпала та дальняя — на два десятилетия — дорога, которую они прошли вплоть до кончины режиссёра в 1986-м. Стоит напомнить: имя Ильи Авербаха дорого для нас не только ценностью его вклада в киноискусство, но и принадлежностью к почтенному рыбинскому роду.
Годы плодотворной работы убедили кинодраматурга в том, что настоящее произведение экранного искусства рождается лишь при сотворчестве духовно и душевно близких людей. Наверное, самый пронзительный фильм по её сценарию — при всех трудностях совместной работы — поставила Кира Муратова. Волнующая сложность отношений ещё нестарой матери и сына-подростка передана в «Долгих проводах» искуснейшим языком кино, без какого бы то ни было нажима и назидания.
.AРазносторонний мастер слова Наталья Рязанцева написала за полвека множество статей, рассказов, эссе  и, конечно, сценариев разных жанров, в том числе около двух десятков реализованных в кино и на телевидении. Давно ставшая признанным классиком, она теперь с головой ушла в педагогическую деятельность: в ранге профессора руководит мастерской во ВГИКЕ, преподаёт будущим сценаристам на ВКСР, ведёт семинары и мастер-классы. Недавно аудитория киноклуба познакомились с самооценкой начинающих кинематографистов. Теперь возникает возможность вновь прикоснуться к «золотому веку» нашего кино, а также услышать оценку нынешних тенденций, но уже с другой стороны — с позиций наставника творческой молодёжи.

Борис КРЕЙН 

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме