новости 8 августа 2014

Сохраним. Несмотря ни на что

Уж сколько раз твердили миру: уникальность Рыбинска заключается в том, что он практически в неприкосновенности сумел сохранить целостность исторической среды. Но время от времени появляются публикации с требованиями снести некоторые памятники.

DSC_6097Несомненно, есть города и подревнее, в которых и памятников побольше, и сами объекты поценнее. Но что интересно: стоит величественный объект, туристы фотографируют, а за ним в качестве фона — пятиэтажная «хрущевка» или брежневская девятиэтажка. Ни Ярославль, ни Ростов, ни Углич не могут похвастаться целостностью исторической среды, в то время как несомненным достоинством Рыбинска является его центральная часть, сохранившаяся почти такой, какой была в конце ХIX — начале ХХ веков.
И это не заслуга советских граждан. Так по жизни сложилось, что десятилетия город рос за счет новых территорий, при этом исторический центр никто не собирался сохранять, наоборот, его хотели снести, но все никак руки не доходили.
К примеру, эскиз генерального проекта 1937 года предполагал расширение улицы Ленина до 35 метров и застройку ее солидными зданиями в стиле сталинского ампира.
DSC_6091В 1965 году городской градостроительный совет рассмотрел другой генплан Рыбинска, по которому вся центральная часть города восточнее улицы Пушкина подлежала сносу, а территория — озеленению (!).
На следующий год разработчик представил еще один пакет документов — «Проект детальной планировки центрального района г. Рыбинска», в котором предлагал застроить историческую территорию новыми домами, причем 5-этажки должны были составлять 17% застройки, 9-этажные — 72%, 12-этажные и выше — 11%.
С аналогичными предложениями по развитию в историческом центре многоэтажного строительства тот же «Ленгипрогор» вышел и в 1979 году.
Однако нашлись свободные территории, к тому же на расселение центра требовались значительные затраты, вот историческую часть города и оставили в неприкосновенности.
09Рыбинск сформировался таким, каким мы его можем видеть и по сей день, и вдруг обрел эпитет «уникальный». Оказалось, что в России не так много городов, которые практически в неприкосновенности сберегли историческую атмосферу. В 80-х произошел всплеск самосознания, прогрессивная городская общественность, объединенная Людмилой Марасиновой, добилась присвоения Рыбинску статуса исторического города. В 1989 году ВНИИ теории архитектуры и градостроительства разработал Проект охранных зон памятников истории и культуры г. Рыбинска. Обстоятельно изучив наследие города, столичные архитекторы рекомендовали дополнить перечень памятников изрядным количеством адресов, что в 1993-м и было сделано. Постановлением главы администрации Ярославской области список рыбинских памятников увеличился на сотню пунктов.
Это и были «вновь выявленные» объекты архитектурного, культурного и исторического наследия, что совсем не означает их ущербности или неподлинности. В список памятников их включили, потому что рядовую застройку старого города, представляющую практически целостный ансамбль, во многом сохранивший специфику городской среды XIX века, посчитали главной историко-культурной ценностью Рыбинска.
К слову сказать, разработчик последнего генплана Рыбинска — Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» — обнаружил в нашем городе еще две территории: поселок ГЭС и Северный микрорайон, которые назвали памятниками советской эпохи и рекомендовали сберегать в полной неприкосновенности.
Волжская наб 15-21_Макарихин (1)_Уваров В.В.А до 1993-го в Рыбинске действительно было совсем немного общепризнанных значимых строений. В 1949 году достойной для сохранения признали Новую биржу, потому что в ней размещался штаб Красной гвардии, дом генерал-лейтенанта Харитонова и дом 8 по улице Чкалова, где находился 1-й Совет рабочих и солдатских депутатов. В 1960-м высокий статус получили Казанская церковь, памятник генералу Батову и колокольня Спасо-Преображенского собора. В 63-м — дом 19 по Крестовой, где учился Щербаков, в 66-м — собор. Основательно список пополнился в 1986 году, когда в него сразу включили речной техникум, усадьбу Иконниковых на Большой Казанской, Гостиный мучной двор, здания ГЭС и земской управы (Крестовая, 77), Вознесенскую церковь, мужскую гимназию, дом Куликова (Крестовая, 85), водонапорную башню на Куйбышева, шлюзы и дом Григорьевских (Чкалова, 15/Гоголя,16).
DSC_6104Видимо, этим достаточно скудным перечнем и предлагают ограничиться те, кто время от времени заявляют о необходимости сократить число памятников, чтобы можно было сносить и на их месте строить новые. Николай Лосев, которого наградили званием Почетного гражданина города в том числе и за то, что, будучи главным архитектором, он сохранил большую часть наследия земли рыбинской, комментирует подобную позицию так:
— Даже измененный — сокращенный — список ничего не решит. Все гораздо сложнее. На мой взгляд, нужна новая программа комплексной реконструкции, реновации исторического центра с учетом новых реалий, направленная не на уменьшение списка. Что появится на месте исключенных из списка зданий, мы сегодня видим — безвкусица, разгул халтуры.
С последним постулатом Лосева согласны и другие рыбинские архитекторы, с которыми мы разговаривали на эту тему.
— Лучше бы вообще ничего не строили, — вздыхают они.
Глядя на некоторые строения, появившиеся в историческом центре, думаешь: как они правы. Иной раз кажется: автор проекта наконец «дорвался» и в одном объекте воплотил все знания, полученные на первом курсе строительного института. Тут тебе и башенка, и открытая галерея, и колоннада, и окошечко полукруглое, и окно в форме арки, и квадратное…
Впрочем, в том, что подобные чудеса градостроительной стилистики появляются в Рыбинске, виноваты не только архитекторы, а может, и совсем не они. Скорее, воплотить свои фантазии за собственные деньги стремятся предприниматели. «Кто платит, тот и заказывает музыку» — по этому принципу люди бизнеса жили и раньше. Не зря же Екатерина II в свое время разослала по городам и весям альбомы с проектами «образцовых» фасадов деревянных и каменных жилых домов, фабричных зданий и мастерских, доходных домов и домов для бедных, образцы ворот и оград…
DSC_6177Действительно, из того, что было тогда построено, многое пришло в упадок, многое утеряно. Особенно тяжкие времена пришлись на 90-е годы прошлого века. Казалось, что Рыбинск летит в какую-то бездну. Что дома — многие люди не пережили того страшного времени.
Зато помните, с какой радостью мы наблюдали, как в начале 2000-х начали красить фасады на Крестовой и Красной площади. Дальше — больше. Исчезают зияющие провалы окон, дырявые крыши.
Город постепенно преображается. Уже ни по центральной улице, ни по набережной пройти не стыдно. В стороне от Крестовой сохраняются развалины, но бизнес расширяется, осваивает новые территории. Исторический центр — очень привлекательная для предпринимателей территория, так что нет сомнений: все оставшиеся в собственности города памятники обретут хозяев. А дальше — дело за областным департаментом культуры, который должен пристально следить за восстановлением памятников и за общественным контролем, который осуществляет ВООПИиК.
Тот, кто хочет, тот делает и не ждет, когда памятник превратится в руины, а потом вообще исчезнет с лица земли. Среди тех, кто с ответственностью относится к сохранению нашего наследия, в департаменте архитектуры называют Александра Колодочку (именно его стараниями и затратами город сохранил мельницу Калашникова), Михаила Щербакова («Дом культуры и отдыха» стал образцом восстановления исторического объекта по фото и замерам), ООО «Сфера», взявшееся за реконструкцию здания Госбанка на Советской, 2, других предпринимателей.
08Огромный вклад в восстановление исторических зданий вносит Русская православная церковь. Казанская, Иверская, Вознесенская, Сретенская церкви, Спасо-Преображенский собор, храмы Александра Невского и Тихона Задонского — все эти объекты были восстановлены буквально за последние десятилетия. На очереди — Софийский монастырь, Всехсвятский храм, два дома (№3 и №5-7) на Крестовой.
Чтобы активизировать бизнес, администрация предлагает разные формы взаимодействия по сохранению памятников. В начале 2000-х здания разрешали ремонтировать в счет арендной платы. Чтобы не тратить бюджетные средства на ремонт исторических объектов, дали возможность их приватизировать. Уменьшить затраты можно с помощью инвестиционного контракта (пример — Крестовая, 75).
Восстановление исторических фасадов — еще один метод, с помощь которого администрация пытается сохранить наше наследие. Недавно департамент имущественных и земельных отношений провел аукцион, на котором участок по адресу: Волжская набережная, 17 продали с условием, что при строительстве нового здания инвестор восстановит фасад прежнего. Чтобы облегчить задачу, департамент архитектуры предоставил ООО «Русич» все имеющиеся материалы: фотографии, замеры, даже историческую справку.
К сожалению, пока никто не берется за макетирование утраченных памятников деревянного зодчества, которые ранее являлись истинным украшением города. Архитектор-реставратор Наталья Гончарова сделала фотофиксацию и замеры уникальных строений, но вынуждена сберегать материалы до лучших времен. Главное, чтобы на участках, где раньше стояли резные терема, не построили что-нибудь совсем другое.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Сергей 20:00 | 2 августа 2023

Спасибо за интересную и познавательную информацию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме