новости 21 ноября 2014

«Вереск»: в походах и боях

WH-ZSxCQWm0Рядом с нами живут, ездят в транспорте, ходят по улицам удивительные люди, которые умеют делать доспехи и варить «средневековую» кашу, драться на мечах и разбираются в истории на уровне профессора. Это реконструкторы. Военно-исторический клуб «Вереск», работающий на базе ЦДТ «Солнечный» шесть лет, — уникальное в своем роде объединение Рыбинска. В нашем интервью руководитель клуба Мария Циколина рассказывает о сражениях за Орду, древнерусской моде и о том, чему могут научить уроки живой истории.

— Мария, сегодня занятия исторической реконструкцией входят в тренд. Ей покорны все возрасты от мала до велика. Эпохи, исторические периоды и страны — тоже самые разные: европейское Средневековье, Америка времен первых президентов, Россия 1812 года… Ваши направления — Древняя Русь и Золотая Орда. Чем, на твой взгляд, занятия в военно-историческом клубе отличаются от привычного способа знакомства с историей, тех же экскурсий в музеи?

— Прежде всего, человеку, не имеющему серьезных познаний в археологии, глядя на расположенные за стеклом находки, крайне сложно составить правильное представление об их первоначальном облике и возможном применении. Более того, археологические музейные экспонаты (особенно средневековые) часто деформированы, коррозированы, фрагментарны. Увы, не всегда можно встретить экскурсовода, который мог бы внятно и достоверно объяснить назначение всех вещей, представленных в экспозиции.

7spYetNszwAПосещения музея обычно не так часты — от случая к случаю. А клуб — это постоянный процесс, многие вещи ты создаешь своими руками, а через это приближаешься к пониманию культуры и своеобразия изучаемой эпохи. Мой личный опыт по организации военно-исторического клуба показал, что у исторической реконструкции есть огромнейший потенциал, который можно использовать для патриотического воспитания молодёжи.

— Вы занимаетесь живой историей Древней Руси и Золотой Орды. А название у клуба — «Вереск» — какое-то кельтское: баллады, пустоши, вересковый мед.

— Клуб получил своё название в 2008 году (в текущем году нам шесть лет!). Это растение «выстилает» не только ирландские легенды. Это символ древности, чего-то корневого, северного, незыблемого.

— Выступления на фестивалях — пожалуй, самый наглядный результат в деятельности клуба. Где вы успели побывать?

— Сезон 2014 года оказался непростым. Начался в Ростовской области с военно-исторического фестиваля «Международные Каяльские чтения. «Слово о полку Игореве». Далее мы приняли участие в ставшем уже традиционным для клуба фестивале в Мурманске «И на камнях растут Деревья». Пожалуй, это был самый экстремальный выезд. Почти круглые сутки — день, температура +3+5 и мелкий моросящий дождь на протяжении всего фестиваля. Но это не испортило ни настроения, ни наших результатов. В июле — новая поездка, на военно-исторический фестиваль «Суздаль Стародавний», а в августе — на «Битву на Воже» в Рязань. Венцом выездного сезона, конечно, стал Международный военно-исторический фестиваль «Поле Куликово». Клуб принял участие в праздновании 634-летия Куликовской битвы на Красном холме, а также в торжественных мероприятиях, посвящённых 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского, которые посетили премьер Дмитрий Медведев и Патриарх Кирилл.

Lm4axUkkeDc«Поле Куликово» — это особенный фестиваль для реконструкторов, всегда волнующе красивое зрелище, историческое место, уникальные люди, отличный уровень организации, неповторимая атмосфера и впечатления.

А в целом за шесть лет существования клуба мы приняли участие более чем в 70 мероприятиях патриотической направленности, исколесили нашу прекрасную Родину — 43,5 тысячи километров — уже больше, чем длина экватора!

— А чем занимаются реконструкторы зимой, когда фестивальный сезон заканчивается?

— Клуб начинает серьёзную подготовку к новому сезону и к ряду зимних мероприятий. Это очень большой труд. Для того чтобы принять участие в военно-историческом фестивале, нужно основательно ознакомиться с научной литературой по истории и археологии определённого временного периода (например, 13-15 вв., Новгород), самому научиться или хотя бы получить общее представление о ряде архаичных и современных ремесел, таких как кройка и шитье, вязание, ткачество, гончарное ремесло, стеклодельное искусство, освоить разные приемы работы по дереву, коже и металлу.

В этом межсезонье каждый наметил для себя план работы над костюмным комплексом: начиная от обуви и вплоть… до исподнего. Некоторые уже имеющиеся вещи требуют ремонта — они изнашиваются так же, как и те, что мы носим в повседневной жизни. Кто-то хочет сделать более статусный костюм, а это уже пояса, сумки, более дорогая ткань. Ибо в тех изделиях, где наши предки использовали шёлк, должен быть только шёлк. В целях практичности иногда делается два костюма: один парадный, второй — для непосредственного хозяйствования в лагере. В настоящее время в клубе идёт работа по снаряжению новичков: пошив костюмов и доспеха. Работа кипит. Повсюду раскрои кожи на обувь, напиленные стальные пластины, заготовки, сукно, лён — та ещё хомячья нора.

— Откуда вы берете выкройки средневековой одежды? По каким образцам воссоздаете костюм?

— Выкроек одежды 13-15 веков из Новгорода не существует, поскольку ни одной цельной одежды там не найдено. Все выкройки этого периода являются гипотезами, основанными на изобразительных источниках, обрывках археологического текстиля и целых находках одежды соседних народов. Да и не существовало одной универсальной выкройки для женской одежды всех слоев общества. На Руси не было постановлений, в которых бы жестко регламентировалась, скажем, длина платья для горожанки, как в некоторых странах Западной Европы. Это зависело от многих факторов. В частности, от статуса, моды, от того, рабочая это одежда или парадная. То же самое с рукавами. Широкие рукава, как у летника, не могли быть на рабочем платье, к примеру.

zSzypKXSu_c— А что, неужели в Средневековье уже существовало понятие моды?

— Конечно, не в современном понимании, но все же. Соседние народы и торговля оказывали свое влияние. Много заимствований прослеживается из татарского костюма, европейского. В Новгороде, например, найдена сеточка для волос явно европейского происхождения, а поясные сумки очень схожи по крою с ордынскими.

— Кстати, про Орду. Наряду со славянской стариной вы активно занимаетесь и татаро-монгольской тематикой, даже на фестивале «Поле Куликово» выступаете на стороне Мамаева войска.

— На «Поле Куликовом» мы не целенаправленно едем «воевать» за Орду. Это миф. У нас изначально были два направления деятельности — Русь и Орда, что даёт определённое удобство для участия в мероприятиях в ЦДТ или в городе. А то что бы это были за разборки междоусобные в русском воинстве? Нужен враг, которого надо знать в лицо.

— Раз уж коснулись темы сражений, где и каким образом происходит приобщение к боевым искусствам прошлого?

— Если молодой человек хочет принять участие в боевом взаимодействии, имитирующем средневековое сражение, то для этого ему необходимо не только изготовить воинское снаряжение, но и научиться пользоваться оружием, изучить боевые техники наших далеких предков. Тренировки проходят в ЦДТ «Солнечный». Это и общая физическая подготовка, и работа со старинным оружием, и поединки.

— Кто сегодня составляет братство «Вереска»?

— В основном это старшеклассники и студенты, всего 45 человек. Но это увлечение, которое подходит далеко не для всех. Да и не может хобби, требующего больших трудовых вложений, стать массовым. Но у нас ребята не простые, а золотые! Дрель и наждак освоены даже девушками.

— Сейчас много говорится про поиск национальной идеи, о русской идентичности. Что такое быть русским для реконструктора?

— Для меня «русский» означает хранящий свои традиции, свою историю. Люди, не помнящие своего прошлого, обречены на вымирание. «Все может родная земля: накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может: защита родной земли — долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой». Это слова писателя-фронтовика Анатолия Митяева. На том и стоим. А прошлое — оно многогранно. Начать надо с истории своей семьи. Мало кто знает свой род до седьмого колена, до третьего бы вспомнили. «Иван, родства не помнящий» — слова именно об этом. На Руси позорно было не знать историю своего рода.

Мы владеем богатейшим культурным наследием, и не изучать его и не любить, кивая в сторону Запада, не правильно.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме