Как вам идея одновременно заниматься изучением математики и истории? Сложно — возразят одни, невозможно — подтвердят другие. А вот ученица 9-го класса школы № 20 Екатерина Ролдугина уверена, что такой симбиоз наук — дело увлекательное. Доказательство тому — сборник задач, составленный на материале Великой Отечественной войны.
На первый взгляд Катя – обычная девочка. Любит поболтать, пофотографироваться с подружками, играет в волейбол; когда есть время – вышивает. Но при этом она — участница всевозможных научных конференций. Несмотря на свой юный возраст, уже разработала несколько методических пособий, которыми пользуются учителя родной школы.
Первое издание, созданное Екатериной, — «Математический календарь». Стоит взять его в руки, и станет ясно: девочка привыкла работать с большим объемом информации. Сколько имен – известных и не очень! Листаешь такой календарь и убеждаешься – любой может стать математиком, вне зависимости от того, под какой звездой родился.
О том, что ее побудило однажды посмотреть на любимую математику с нестандартной точки зрения, она рассуждает просто:
— Это ведь очень интересно, когда, помимо изучения школьной программы, ты можешь делать что-то необычное и в то же время полезное для себя и других людей.
Методическая разработка «Красная книга на координатной плоскости» — работа совершенно иного плана. Здесь потребуется применить математические знания на практике – решить примеры, получить результаты, отметить их на координатной плоскости и по получившимся точкам нарисовать животное. Тут же прилагается и подробная информация о каждом из представителей редких видов.
Самая серьезная работа Кати стала своеобразной данью предстоящему 70-летию Победы. Сборник математических задач о Великой Отечественной войне ценен прежде всего тем, что, как говорит девочка, помогает в ненавязчивой форме запомнить многие исторические факты о том трагическом времени.
Идея создать такой сборник у Екатерины возникла еще в прошлом году. С того времени она начала искать информацию, формулировать задачи.
— Это было нелегко, но интересно. Мне хотелось, чтобы изучение математики и истории шло в нестандартной и увлекательной форме, чтобы знания не заучивались, а приобретались попутно с выполнением задач из другой, казалось бы, полярной области, — говорит девочка. Работала она не в одиночку – помощь оказывали ее учитель Евгения Хрусталева, родители.
У издания очень символичное название — «Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца». Здесь собраны самые разнообразные исторические сведения, с которыми школьники знакомятся через призму математической науки. Сборник состоит из пяти разделов: «Русский солдат не знает преград», посвященный героям того времени; «Был путь к Победе труден», где собраны задачи о войне, из которых можно узнать о видах военной техники, о соотношении сил советских войск и противника; «Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле», где упоминаются великие сражения: битва за Москву, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская дуга. Есть в сборнике и раздел, посвященный военной истории нашего края – «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей», где можно лучше узнать о боевом пути 234-й стрелковой дивизии, память о которой бережно хранят в музее школы. Не забыла Катя и про младших школьников. Задания для них собраны в разделе «Родину-мать учись защищать».
Сколько весила одна вражеская авиабомба, каким было процентное соотношение ингредиентов военного хлеба, который выдавали по карточкам? На эти и другие вопросы ответить помогут цифры. Решите, к примеру, вот такое несложное задание. «Битва под Москвой состояла их трех этапов: стратегически-оборонительная операция – с 30 сентября по 5 декабря 1941 года; наступательная операция – с 6 декабря 1941 г. по 7 января 1942 г.; Ржевско-Вяземская наступательная операция – с 8 января по 20 апреля 1942 года. Выяснить, какая операция была продолжительнее и на сколько дней?».
Многое из того, что пришлось для себя открыть за время работы над сборником, задело Екатерину за живое.
— Наверное, больше всего поразило то, что в блокадном Ленинграде людям выдавали очень мало хлеба. Если взять этот кусочек, то невозможно представить, что человек мог им наесться на целый день. А ведь тогда ленинградцы занимались тяжелым трудом. Читая о подвиге ленинградцев, героическом преодолении, невольно проникаешься глубоким уважением к тем, на чью долю выпали большие страдания, — рассказывает она.
Научный руководитель необычной исследовательской работы Евгения Хрусталева отметила, что такого рода пособия в ряду учебной литературы встречаются довольно редко, при этом она выразила надежду, что педагоги города будут активно ей пользоваться, и старания талантливой ученицы принесут пользу не только ученикам и учителям ее родной школы.
как купить этот сборник задач