новости 6 августа 2015

О монополистах, ценовых сговорах и конкурентной среде

Мы привыкли думать, что антимонопольное законодательство касается в основном тех, кого можно причислить к монополистам. Например, РЖД или Газпром, явно доминирующие в своем секторе экономики. Тем временем антимонопольные службы гораздо ближе к обыденной жизни и даже призваны защищать наши права, если они нарушаются.

О том, чем занята структура ФАС России в регионе, мы беседуем с руководителем ярославского управления федеральной антимонопольной службы Алексеем Ширковым.

— Алексей Викторович, каковы основные задачи вашей организации? Какой смысл вкладывается в понятие антимонопольного регулирования?

— Под антимонопольным регулированием понимается комплекс экономических, административных и законодательных мер, направленных на обеспечение условий для рыночной конкуренции. Наша цель – не допустить чрезмерную монополизацию рынка, которая может угрожать нормальному функционированию рыночного механизма.

— Значит, ваши усилия направлены на создание конкурентной среды?

— Да, свободная конкуренция стимулирует развитие новых технологий и производства. Это приводит к повышению конкурентоспособности товаров, сбалансированности их качества и цены, расширению выбора для потребителей.

Поэтому действия ФАС России направлены на предотвращение действий хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти, которые могут ограничить конкурентную среду.

Помимо этого, мы контролируем соблюдение законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и иностранные инвестиции.

Если коротко, то задачи ФАС – это создание благоприятной конкурентной среды в сферах деятельности организаций, не являющихся естественными монополиями; обеспечение равного доступа к продукту естественных монополий; пресечение антиконкурентного вмешательства органов власти в функционирование рынков; эффективная реализация государственной политики в области контроля иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

— Каковы направления работы УФАС по Ярославской области?

— Они вытекают из общих задач антимонопольного законодательства. Это контроль над соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, использования земли, недр, водных и других природных ресурсов; надзор и контроль над соблюдением законодательства о естественных монополиях, соблюдением законодательства о рекламе; контроль в сфере размещения государственных и муниципальных заказов согласно законодательству.

— Какие организации в Ярославской области и Рыбинске являются монополистами?

— Это, например, ОАО «Ярославльводоканал» и МУП Рыбинска «Водоканал», МУП Ярославля «Коммунальные системы», ОАО «ТГК-2», ПАО «МРСК Центра», МУП Рыбинска «Теплоэнерго», ОАО «Яргазсервис», ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль», ОАО «ЯГК», ПАО «ТНС энерго Ярославль» (бывшее ОАО «ЯСК»), ОАО «РЖД», ПАО «Ростелеком», ОАО «Рыбинскгазсервис». Мы обеспечиваем равный доступ к услугам этих предприятий. Например, при подключении к электроэнергии индивидуального жилого дома. Всем ведь понятно, что альтернативы у владельца в получении электроэнергии нет.

— Какие примеры антимонопольного регулирования в Ярославской области и Рыбинске вы можете привести?

— В Ярославское УФАС России обратилась рыбин-ская государственная общественная организация «Центр защиты прав потребителей» с жалобой о неправомерных действиях ЗАО «МАКС».

Выяснилось, что страховая компания «МАКС» заключила договоры возмездного оказания услуг с управляющими компаниями Рыбинска, по которым последние включали в квитанции на оплату коммунальных услуг жителям сумму добровольного страхования без их предварительного согласия.

Такой способ заключения договоров ведет к тому, что рано или поздно появятся потребители, которые заведомо не будут обращаться за страховой выплатой. Это позволило ЗАО «МАКС» снизить стоимость страхового продукта, так как количество застрахованных увеличилось, а вероятность обращения за страховой выплатой снизилась. Более того, клиентская база «МАКСа» значительно увеличилась по сравнению с иными страховыми компаниями.

Комиссия Ярославского УФАС России признала ЗАО «МАКС» нарушившим закон «О защите конкуренции». На основании этого решения компания получила предписание о прекращении недобросовестной конкуренции, а также о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства за период с 2011 по 2013 годы на сумму около 6 миллионов рублей.

Не согласившись с решением, ЗАО «МАКС» обратилось в Арбитражный суд и Второй арбитражный апелляционный суд, однако обе инстанции признали решение и предписание антимонопольной службы законным, деньги в бюджет были перечислены.

В 2015 году ФАС признало ОАО «Управляющая компания» в Рыбинске нарушившим закон «О защите конкуренции». Управляющая компания незаконно создавала препятствия ООО «Фарс» в доступе к техническим помещениям многоквартирных домов и неправомерно требовала за него плату.

Попадает в сферу внимания УФАС и администрация городского округа город Рыбинск. Департамент жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи был признан нарушившим статью закона «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в том, что в Рыбинске не проводились конкурсы на право заключения договоров на организацию регулярных перевозок пассажиров автобусами и маршрутными такси по большинству маршрутов. По предписанию Ярославского УФАС России администрация начала проводить такие конкурсы.

Еще одно транспортное предприятие — ГБУ ЯО «Яроблатранском» — попало в поле зрения УФАС, когда взимало комиссионный сбор с пассажиров за предварительную продажу билетов. Мы считаем, что никаких дополнительных расходов при этом предприятие не несет, поэтому оно было признано нарушившим закон «О защите конкуренции» как злоупотребившее доминирующим положением.

С января 2015 года комиссионный сбор за предварительную продажу билетов ГБУ ЯО «Яроблтранском» отменен, а в федеральный бюджет предприятие обязано перечислить 2.2 миллиона незаконно заработанных рублей.

Были по Рыбинску дела о рекламе, которая не соответствует нормам морали, о качестве тепла в зимнее время, о технических подключениях газа, тепла, электроэнергии.

— В каких случаях вы занимаетесь вопросами ценообразования?

— В случаях либо ценового сговора, либо с учетом объединения с Федеральной службой по тарифам, в части цен на ограниченный перечень товаров, которые регулируются региональным законодательством.

Но в основном наша тема – это ценовой сговор. Сейчас возбуждено дело в отношении птицефабрик Ярославской области, в том числе ЗАО «Волжанин» Рыбинского района. Речь идет о резком и одновременном подорожании яиц в 2014 году. Дело находится в стадии рассмотрения.

Во второй половине прошлого года одномоментно на 10 процентов повысили цены на свою продукцию рыбинский «РАМОЗ» и предприятие из Ярославского района «Молочные продукты». Вполне возможно, что состоялся сговор производителей. Аналогичные нарушения мы усматривали и в отношении цен на гречневую крупу. Но в Ярославской области нет поставщиков этого продукта, и все материалы мы направили в центральный аппарат.

А не так давно мы провели анализ рынка продажи лекарственных препаратов и выяснили, что в некоторых районах области существуют аптеки-монополисты. Теперь мы внимательно наблюдаем за обоснованностью роста цен либо их снижения. Да, не удивляйтесь, цену могут снизить только ради того, чтобы «выдавить» с рынка неугодного конкурента.

— По каким признакам можно определить, что антимонопольное законодательство нарушается?

— Когда, например, ресурсоснабжающая организация навязывает гражданину невыгодные условия, когда предоставляются коммунальные услуги ненадлежащего качества, совершаются иные действия по злоупотреблению предприятиями доминирующим положением. Когда вы видите примеры недобросовестной или незаконной рекламы. Когда нарушается процедура размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Во всех этих и других случаях гражданин может обратиться в УФАС по Ярославской области, написав по адресу: Ярославское УФАС России, 150999, г. Ярославль, ул. Свободы, д. 46. Также можно направить обращение через форму обратной связи на официальном сайте Ярославского УФАС России http://yaroslavl. fas.gov.ru/, по электронной почте to76@fas.gov.ru; по факсу (4852) 32-93-71 или оставить телефонограмму (4852) 72-95-20.

Кроме того, граждане могут записаться на личный прием ко мне и моим заместителям. График приема размещен на сайте УФАС по Ярославской области в разделе «Обратная связь».

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме