Федор Ушаков — многогранная личность: талантливый флотоводец и государственного ума человек, он ценил простого матроса. Сергей Овсянников, историк, заместитель директора Рыбинского музея-заповедника рассказал «РИ», как адмирал заботился о быте и здоровье своих матросов, щадил поверженного противника, поддерживал сирот и беженцев.
О военных подвигах нашего земляка знает каждый школьник. Федор Ушаков внес огромный вклад в развитие морского могущества нашего государства, в частности, завоевал России Черное море. Его отвага, преданность службе и удивительный флотоводческий талант – пример для многих поколений русских воинов.
А каким он был в жизни? Как общался с ближними, подчиненными? Не «зазвездился» ли после многочисленных громких побед? Как рассказывают историки, нет. Адмирал был скромным человеком, не выносящим светских пышных приемов, избегавшим дворцовых интриг.
— Ушаков при всей своей славе был человеком отнюдь не честолюбивым, — рассказывает Сергей Овсянников. – Например, он несколько раз отказывался от чести командовать императорской яхтой. Кроме того, как показали исследования его останков, он, скорее всего, хромал – у адмирала были проблемы с тазобедренным суставом. Ушаков стеснялся женщин, он уверенней чувствовал себя среди матросов на корабле, чем на навощенном паркете императорского дворца.
Действительно, Ушаков высоко ценил морское братство и главным фактором своих побед всегда считал мужество и стойкость подчиненных. Он неустанно заботился о личном составе эскадр, продуманная система воспитания и гуманное отношение к простому моряку во многом роднили его с Суворовым. Ушаков часто повторял своим офицерам: «Помните непреложное правило – командующий над кораблем почитается отцом всего экипажа».
Известный факт: свою первую награду (орден Святого Владимира IV степени) Ушаков получил не за морское сражение, а за умелые действия во время эпидемии чумы. Когда вокруг люди умирали сотнями, он спас своих матросов, разработав систему карантина и не отдавая заболевших в переполненные госпитали, где они были бы обречены.
Мудрый адмирал понимал, что для победы мало таланта флотоводца, нужны крепкие, здоровые подчиненные, которые верят в общее дело. Он искренне заботился о «нижних чинах», о тех людях, которых нередко считали «пушечным мясом». К примеру, сразу после назначения его командующим Черноморским флотом адмирал построил госпиталь и сухие чистые казармы для матросов.
Чтобы не останавливать производство работ из-за несвоевременной высылки денег, он выдавал по несколько тысяч из собственных средств. Следующим шагом стало улучшение питания матросов – он определил капитанам земельные наделы, с тем чтобы подчиненные были обеспечены свежими овощами.
Здесь, конечно, проявился и государственный ум нашего земляка. Можно предположить, что, если бы не война, он стал бы отличным градоначальником или губернатором. Подтверждает масштаб его личности и тот факт, что однажды он написал конституцию для вновь образовавшейся республики!
— Освобожденные Ионические острова не хотели возвращаться под владычество турок, — объясняет Сергей Николаевич. – Созданная Ушаковым форма правления получила название Республики Семи Соединенных Островов и стала первым греческим национальным государством нового времени.
Щедрость души и милосердие Ушакова простирались и на поверженного противника. Он всеми силами стремился избегать бессмысленных жертв, кровопролитий и того же требовал от подчиненных.
— Не бывало, чтобы русские матросы оставили противников гибнуть на тонущем корабле. Не бывало, чтобы они устроили во взятом городе «кровавую баню», — продолжает историк. — Показательный случай произошел во времена войны с французами, тогда еще республиканцами. Представьте, штурм острова Корфу, сейчас курорта, а во времена Ушакова – мощной твердыни. Русский адмирал взял Корфу силами матросов, не обученных сухопутному бою, и к тому же силами малыми, намного уступающими гарнизону крепости – это чудо военное. А чудо человеческое в том, что русские солдаты спасали неприятеля от своих союзников – турок, которым обещали деньги за головы неверных. Сначала русские выкупали пленных, раздавая туркам свои невеликие карманные деньги. А затем были вынуждены отбивать их силой оружия.
В преклонном возрасте, уже выйдя в отставку, Федор Ушаков не оставлял дел благотворительности. Не имея детей, все свое небогатое состояние он передал своим осиротевшим племянникам, написав «почитаю которых я, как детей моих, и о благе их усердствую, как отец».
Незадолго до его кончины на Россию налетела новая буря – Наполеон. Ушаков, живший к тому времени в скромном уединении в тамбовской деревеньке, участвовал в устройстве и содержании госпиталя для раненых, внес деньги на формирование Тамбовского пехотного полка.
И со словами «имел давно желание раздать все деньги сии странствующим и бедствующим, не имеющим пропитания, одежды и жилищ» передал 20 тысяч рублей в пользу беженцев. Утешая потерявших дом, имущество, родных, адмирал говорил: «Не отчаивайтесь! Грозные бури сии еще обратятся к славе России».
Кому как не Ушакову было знать силу простого русского человека, который защищал родную землю. Федор Федорович верил в него, в его возможности, уважал его достоинство. Он всегда понимал: право сильного – не помыкать слабым, а помогать ему. Вот какой был наш адмирал.