О мотоциклах — с любовью. Так рассказывает о своей коллекции москвич, родившийся в Рыбинске, Александр Путненко
— Смотрите! Я именно такой искал почти два года, а сегодня он прибыл ко мне из Выборга!
Александр Путненко показывает снимки мопеда «Карпаты Спорт» с ярко-алым бензобаком и хромированными крыльями. Новехонький, как будто он только с конвейера.
— Мой первый мопед был «Карпаты Спорт» — ностальгия, — вспоминает Александр. Кажется, о своей коллекции он может рассказывать часами, а за очередным экземпляром мототехники готов преодолевать тысячи километров, жертвуя сном и отдыхом.
Кто-то собирает марки, кому-то нравится коллекционировать раритетные модели автомобилей, у Александра же все гораздо масштабнее – он коллекционирует редкие мопеды, мотоциклы и велосипеды. Скупает не для того чтобы погоняться, хотя, как он сам признается, было время, когда от раскрутки двигатели на мотоциклах буквально вскипали. А ради того, чтобы вернуть технике первозданный вид, в каком она выпускалась заводом-изготовителем и показать ее будущим поколениям как часть золотого наследия минувшего времени. Главная цель – собрать наиболее интересную коллекцию мототехники в России.
Одних только мопедов, мотоциклов и мотороллеров в его большом гараже 182 единицы. А сколько еще велосипедов, детских и взрослых, старинных и современных. Только за последний год он приобрел более 50 единиц техники.
Этой темой Александр увлекся в 14 лет. Тогда ему с приятелем пришла в голову мысль купить двухскоростной мопед.
— Нашли объявление о продаже того самого «Карпаты Спорт». Поехали за ним в гаражи на очковую оптику. На дворе 9 мая, мы в шортах, а обратно добирались – повалил снег. Как назло, приобретение всю дорогу пыхтело и останавливалось. Я толкал, друг ехал, потом менялись. Кое-как добрались до дома, грязные, пропахшие бензином, но счастливые – цель была достигнута. Родители увидели – были в шоке. Но постепенно привыкли, да и меня затянуло. Я получил возможность свободного перемещения, расстояние постепенно перестало быть преградой. На мотоцикле испытываешь совершенно непередаваемые ощущения свободы, драйв, адреналин. Паришь над дорогой, как птица.
Спасибо и учителям школы № 29, которые не отбили охоту. До сих пор с теплотой вспоминаю своего классного руководителя Татьяну Тихонову Фиялковскую.
В старших классах «Карпаты» сменил «Минск», после него у Александра появилась страшно модная по тем временам «Jawa» последней 638-ой модели. Местные девчонки пищали от восторга! Перед армией с любимым транспортом пришлось расстаться, но как только Александр вернулся – сразу купил такую же «Яву», только еще новее – 638.01 Люкс.
В 2003- м после службы Александр переехал жить в Москву. Трудился в разных отраслях экономики, занимал хорошие должности в крупнейших компаниях нефтегазовой, металлургической отраслей, транспортных компаний. Сейчас руководит группой транспорта ведущей продуктовой компании розничной торговли «X5 Retail Group». Но, несмотря на занятость, находит время для хобби.
— Когда решил посмотреть, как там поживает моя «Ява», понял, что некоторые детали придется менять – пришло время. Я сторонник того, чтобы в мотоцикле были только оригинальные запчасти. Не признаю новодела, китайских аналогов и кастомайзинга, — рассказывает коллекционер. — При реставрации стараюсь максимально сохранить заводскую краску, наклейки и комплектующие, сколько бы лет ни было технике. В этом огромную помощь мне оказывает мой друг и реставратор, человек с правильными руками Александр Виноградов. Он способен сделать конфетку из груды ржавого металла. При самых благоприятных расчетах на реставрацию одного экземпляра может уйти до трех месяцев. В случае редкой модели до 2-3лет, но есть и такие которые можно реставрировать всю жизнь.
Когда впервые понадобились запчасти, Александра выручил один знакомый – у него обнаружился хороший запас деталей, давным-давно заказанных по почтовым каталогам из дружественных стран-соседей (ЧСССР). В придачу продавец предложил рыбинцу приобрести… еще одну «Яву».
— На таком ездил гангстер Урри в фильме «Приключения Электроника». И я купил его не раздумывая. Так появилась идея собрать всю линейку «Jawa».
Сейчас в коллекции Александра 22 мотоцикла и 19 мопедов марки Ява. Самому старому из них — 84 года. И у каждого своя история.
Двухцилиндровый «Ява Перак» с мотором в 350 «кубиков». Редкий экземпляр нашелся в Чувашии. Еще одно чудо — Ява-354, снабженная амперметром нашлась в Москве, у внука генерала Великой Отечественной войны, которому мотоцикл подарил сам Брежнев. С тех самых пор новехонький транспорт стоял в огромной генеральской квартире с видом на Кремль и ни разу не заводился.
«Ява Стадион» тоже раньше принадлежал высокому чину, а в последние годы хранился в Подмосковье. «Ява Пионер» отметил 66-й день рождения.
Есть в коллекции и Ява с «пятисотым» мотором – ездит он не на бензине, а на метаноле. Такую технику поставляли специально для ДОСААФ ограниченным тиражом. Мопед «Ява Мустанг», разработанная итальянскими конструкторами, нашлась в Саратовской области. В советское время ее ввезли туда ростовские дипломаты. В большом семействе «Ява» есть и вполне современная модель «Ява Дакар» 2015 года выпуска. На ней Александр иногда сам не прочь прокатиться.
Наряду с чехословацкой маркой мототехники в коллекции масса уникальных представителей советского, немецкого, английского, итальянского, норвежского, болгарского, польского, венгерского и японского происхождения. Чего стоят раритетные легендарные мотоциклы «DKW», производимые исключительно для нужд фашистской армии! Ставшие шедевром инженерной мысли модели уже после войны клонировали на отечественных заводах в Коврове и Ижевске, куда чертежи и технологии, вывезенные из Германии, отправлялись в счет репараций. Так DKW NZ350-1, обладателем которого является Александр, был выпущен в количестве всего 12 тысяч штук. Мотоцикл с чугунным мотором участвовал в боях под Калининградом, впоследствии стал прототипом советского мотоцикла «ИЖ-350».
— Точно могу сказать, что 90 процентов мотоциклов, которые производились в Советском Союзе в первые годы после Великой Отечественной войны были сделаны по чертежам, вывезенным из побежденной Германии, — говорит коллекционер. — Все прототипы у меня есть. Из ковровской линейки серийно выпускавшиеся есть все. Например, первый ковровский мотоцикл К- 125 1946 года, собранный из запчастей DKWRT-125, вывезенных с Германии.
Еще одна рабочая лошадка немецких разведчиков – мотоцикл Wandere 98r. Его нашли спустя 60 лет на чердаке одного из домов в Тверской области.
Уникальный экземпляр родом из Англии – железный конь «Triumph STM500 » 1934 года выпуска.
Еще одна редчайшая вещица – первый чехословацкий мотороллер 1959 года «JawaManetS 100». К слову, он до сих пор на ходу.
— Заводится с ключа, — поясняет Александр. В России таких – единицы. Купил его у коллекционера из Ельца.
Есть мотороллер Чезетта — 501 и 502 c рулем в виде чайки, практически вся линейка серийно выпускавшихся мопедов «Рига», пензенского завода «ЗИФ», представители немецкой фабрики «Simson». Последние в СССР могли ввозить либо дипломаты, либо офицеры. Иначе они в страну не поставлялись.
Мопед Дукатти Ламбретта выпускался всего один год – и он тоже чудесным образом попал к Александру.
Как новенький, первый серийный мопед велосипедного завода «Рига» — Рига-18. Соседство с мотоциклами и мопедами делят велосипеды – детские в виде мишек, коньков-горбунков, бабочек, и взрослые, возраст которых перевалил за сотню лет. Например, старейший немец выпущен в… 1897 году.
— Большинство заводов давно прекратили свое существование, а наследие осталось. Такая техника не должна пылиться в гараже, ее нужно показывать, чтобы люди, глядя на нее, могли вспомнить какие-то важные моменты своей жизни, испытать трепет, — говорит Александр. — Однажды к моему знакомому коллекционеру пришла пожилая пара и попросила показать им мотоцикл марки «Москва». Вдруг у старика задрожал подбородок, а у его супруги потекли слезы. Оказалось, что на таком мотоцикле он в молодости приехал к ней просить руки и сердца. Такие моменты дорогого стоят.
Александр не причисляет себя к клубам любителей авто-мототехники и планов на вступление в них у него нет. Есть цель сохранить часть истории и сделать ее доступной для всех желающих.
С каждым годом находить редкую технику становится все сложнее. Чаще она попадает к нему благодаря хорошим знакомым из числа коллекционеров.
— Этот пусть тернист. Еще три года назад объем техники, продаваемой в открытом доступе, был на порядок выше. Сейчас в связи с падением рубля техника валом идет заграницу. В моем окружении несколько человек свои коллекции продали в Прибалтику и Германию за очень хорошие деньги. Я бы, наверное, так не смог.
Идея открыть музей в Рыбинске у Александра возникла в прошлом году. Ему хочется сделать город детства привлекательным для туристов и жителей близлежащих областей.
Так же в планах организация ретро фестивалей, приглашение друзей с выставкой их уникальных коллекций, организация кружков реставрации для детей.
— Очень надеюсь на помощь городской администрации в вопросе выделения помещения под размещения музея мототехники. Рыбинск я люблю и все свои средства буду вкладывать в этот город. Свою старость хочу встретить здесь, — объясняет он свое решение. — Стремление к гонке прошло – тише едешь – дальше будешь. Когда есть жизненные ценности, начинаешь понимать, что лучше ехать медленнее, но точно достичь своей цели.
ИЖ К — 16 не требуется ??