новости Темы 30 апреля 2019

Ожидания и откровения Московского кинофорума

На 41-й Международный кинофестиваль, завершившийся на днях в Москве, киноклуб «Современник» делегировал из Рыбинска восемь своих представителей. Сегодня они делятся впечатлениями

Хотя номер 41 не круглый, а скорей «остроугольный», ММКФ уже мог бы отметить шестидесятилетие, считая с 1959 года. Собирая киноискусство со всех континентов, он всегда привлекал фильмами ведущих кинодержав Европы и Америки. В этом смысле нынешний смотр не внушал особых надежд, его скорей можно бы назвать регионально-евразийским. Из 13 картин — участниц основного конкурса набралось 6 европейских и 7 азиатских, включая якутскую, которая вроде бы и наша, и вместе с тем Соха-Якутия – глубинка Азии. Иные страны света в этом состязании отсутствовали. А получился сюрприз: 41-й превзошел самые смелые ожидания!

– Я впервые приехала на фестиваль, – говорит Елена Кель, – и была там всего два дня. К сожалению. Но полный восторг! Не ожидала, что это будет такое настроение праздничное. Попала на брифинг к Михалкову. Его тоже было интересно послушать. Очень понравился фильм «Надо мною солнце не садится». Не ожидала, что в Якутии снимают такое доброе качественное кино. Потом была на пресс-конференции со съемочной группой.

Нынешняя работа режиссера и сценаристки Любови Борисовой подтверждает самобытность якутского кино, ставшего откровением прошлогоднего фестиваля. «Это трогательный, полный доброго юмора фильм, – добавляет Иван Спиридонов, – о начале и конце жизни, дающий зрителю немеркнущую надежду. Им сразу заинтересовались прокат и телевидение, думаю, он дойдет до широкого зрителя и понравится ему».

Как и предполагал Иван, фильм получил приз зрительских симпатий, а также приз Ассоциации по продвижению азиатского кино (NETPAC).

Борис Крейн, Наталья Мещанинова и Степан Девонин

Поскольку для Наталии Тумановой нынешний ММКФ уже пятый, ей есть с чем сравнивать:

– На предыдущих фестивалях преобладала проблема отцов и детей, сложности их взаимоотношений. Часто педалировались трудности ЛГБТ-сообщества, ныне они отошли на задний план. (Может, это заслуга отборочной комиссии? – Б.К.) Теперь чаще говорится о сохранении и развитии индивидуальности, вопреки давлению общественной среды («Пустота», «Она смеется»). Кроме того, важное место получила тема Холокоста, которой посвящены два фильма основного конкурса, латвийско-германский и французский, и один российский – в коротком метре. Француженка Элиз Отценбергер показывает «Медовый месяц в Згеже» (приз ФИПРЕССИ) – поездку молодой еврейской пары в Польшу, где погибли их предки. Молодожены видят, как меняется восприятие катастрофы, как концлагерь превращается в туробъект. «Какой-то диснейленд на Холокосте», – замечает один из них…

Что касается работы латышей (я дал ей оценку «хорошо»), «Отец Ночь» Дависа Симаниса обстоятельно, в традиционно реалистической манере воспроизводит историю Жаниса Липке. В годы немецкой оккупации этот немолодой уже человек, имеющий дом, хозяйство, рискуя собственной жизнью и жизнью близких, посвятил себя спасению рижских евреев. Ему удалось вывезти 56 человек, уцелеть самому и дожить до 87 лет. В 1970-х он и его жена были причислены в Израиле к Праведникам мира. Жюри Федерации киноклубов присудило фильму главный приз с формулировкой «за высокохудожественное воплощение темы, не утратившей значения».

Увы, геноцид возвращается сегодня в новом обличии. Уверен, самое сильное потрясение у всех вызвал «День субботний» (Бангладеш совместно с Индией и Германией), снятый режиссером Мустафо Сарваром Фарухи и оператором Азизом Жамбакиевым при содействии продюсера Анны Качко. И опять в основе реальное событие: субботним вечером 2016 года в центре Дакки раздается взрыв. Посетители кафе, в котором произошел теракт, оказываются в заложниках… Снятый одним кадром, фильм захватывает и держит так, будто мы сами находимся под дулом автомата. Да, это триллер, но когда еще на фестивале столь мощно звучал протест против религиозного терроризма? Запрещенный на родине бангладешской цензурой – во избежание урона «имиджу страны и религиозным чувствам мусульман» – фильм и здесь, в Москве, не получил официальной награды. Зато его оценили знатоки, присудив «Белого слона» Гильдии киноведов и кинокритиков «за смелость», и приз еженедельника «Коммерсантъ Weekend».

Актриса Нусрат Имроз Тиша и режиссер Мостофа Сарвар Фаруки

Принципиально иначе, далеко не однозначно восприняли наши делегаты «Пустоту» – сугубо авторское кино финна Алекси Салменперя. Вспоминая на пресс-конференции, как много работал над одним сценарием, но в итоге фильм не был профинансирован, режиссер сетовал: «Я действительно остался с пустотой в сердце». Отсюда у Дмитрия Шаповалова возник риторический вопрос: зачем снимать кино, если нечего сказать? Возражая соратнику, Иван Спиридонов полагает, что фильм сделан «для высоколобых»:

– Это своего рода интерпретация вечной темы творческого кризиса в духе «8 1 /2 » Феллини. Только тут творец не вынашивает-таки долгожданное дитя, а получает приемное – публикует под своим именем роман внезапно умершего коллеги. Впрочем, и в личной жизни ему уготована похожая роль, его жена-актриса рожает сына от малоизвестного английского актера… Автор прячет свою улыбку за трагическими, на первый взгляд, или нелепыми ситуациями, но эту улыбку наверняка заметит умный и внимательный зритель.

Самым же загадочным для нас остался китайский конкурсный фильм, увенчанный в итоге специальным призом жюри. Пятеро «современников» сразу признались друг другу в непонимании, решив, что творение режиссера Чжан Чи связано с восточной философией. Лишь Наталия Туманова попыталась в дальнейшем осмыслить фильм:

– «Жизнь морских обитателей» – это и жизнь обитателей маленького острова, окруженного бетонными «ежами» и плитами. Это и «остров одиночества» в нашей душе, трепетно оберегаемый нами. В разных ситуациях мы стремимся туда, чтобы понять происходящее вокруг, но каждый видит мир по-своему, сквозь свою «внутреннюю призму». Старый пленочный фотоаппарат у главного героя, бутылка у маленького мальчика, голова Будды для рыбаков, без которой их мир теряет смысл, ибо нельзя выйти в море – в их большой мир. Возможно, остров – это еще и точка опоры в быстро меняющемся мире, поэтому он так защищен от влияний извне.

Победителем 41 ММКФ был признан фильм из Казахстана «Тренинг личностного роста», снятый на русском языке. Но и тут любители кино разошлись в оценках. Дмитрий Шаповалов, которому посчастливилось попасть на церемонию закрытия и услышать, как, получив «Золотого Георгия» из рук Ким Ки Дука, режиссер Фархат Шарипов сказал: «Мы все еще живем в одной какой-то большой и непонятной стране»,  – хотел бы «порекомендовать его (фильм) к просмотру всем россиянам». Ибо «проблемы самоопределения, аутентичности и нравственных приоритетов, исследуемые в этом кинопроизведении, близки каждому человеку на постсоветском пространстве».

Ким Ки Дук и Фархат Шарипов

Куда скептичней воспринял его победу Иван Спиридонов:

– На фоне отвлекающих манипуляций – переименования столицы, перехода с латиницы на кириллицу – власть и достояние страны прибирают к рукам беспринципные, циничные люди. Простой банковский клерк среднего возраста, по расхожему определению — лузер, встречает однокурсника, вошедшего во властные структуры, политического манипулятора, маркированного авторами постоянным употреблением обсценной лексики. И получает через него возможность подняться по карьерной лестнице и решить свои многочисленные проблемы. Фильм во многом, на мой взгляд, перекликается с работой Светланы Проскуриной «Воскресенье» (диплом ФКК), которая выигрывает перед ним более широким спектром явлений современного общественного дискурса. Для меня бесспорным лидером программы стал японский фильм «Импровизаторы». Он интересен со всех точек зрения. Интересный сюжет, хорошая динамика, операторская работа… Жаль, что работа японских кинематографистов не была по достоинству оценена.

Борис Крейн

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме