Избранное Темы 28 ноября 2019

От музея к филармонии

В Рыбинске открывается музей фортепиано. Разговариваем с его создателем Алексеем Ставицким

Музыканты – сложный народ. Не менее сложны и те, кто их окружает, обеспечивает выступления, готовит инструменты, но остается в тени музыкальной славы.

Алексей Ставицкий – реставратор, настройщик, коллекционер. Через его руки прошли сотни роялей, клавесинов, пианино, иными словами, клавишные ударно-струнно-акустические инструменты. С ним сложно разговаривать. Нет, не так. Его сложно слушать непосвященным, тем, кто плохо разбирается в музыке, не знает имена известных исполнителей и не может отличить Шопена от Штрауса.

Ставицкий погружен в музыкальную атмосферу. Под Москвой у него – мастерская, портфель заказов – если можно так говорить о творческой работе – по всей стране. А в Рыбинске – музей.

— Музей фортепиано, — подчеркивает коллекционер. – Не роялей, которых сейчас в музее действительно больше других клавишных. Мы планируем в помещении Красного гостиного двора поставить еще несколько инструментов – пианино, рояли, клавесины, будет у нас четырехугольное столообразное фортепиано, клавикорд. Всего около двадцати. Или даже больше. На складе в Рыбинске сейчас хранится еще 50 инструментов. Мечтаю привезти в город орган. Да, не удивляйтесь, наш орган хранится в Осло, и на его ввоз в Россию готовятся таможенные документы.

Теперь вы понимаете, что музей – не то слово, которое в полной мере может характеризовать этот проект? Концертный зал, салон, лекторий, мастерская, в конце концов. Да-да, Алексей Ставицкий планирует далеко и надолго. Например, организовать школу реставрации и производство деталей для музыкальных инструментов. В конечном счете цель – филармония. Но концерты, живая клавишная музыка, то, чем живет каждый музыкальный инструмент, – это то, что будет в музее первым.

— На открытие приглашу друзей – преподавателей Московской консерватории, — рассказывает Ставицкий. – Приедет французский пианист (сюрприз, имя не называет), придут не только рыбинцы, но и мои сподвижники, они есть и их уже немало.

Коллекционер называет имена. Его заместитель в Рыбинске  Кирилл Егоров, художник Анатолий Чуль, видеооператор и режиссер Олег Свицын, пианист, журналист, создатель первого небольшого фильма о музее в Рыбинске Денис Крыгин, многочисленные помощники. Вот, например, никто не знает, как в наш город доставляли рояли.

— Между тем это был рекорд, достойный Гиннесса, — вспоминает Ставицкий. – За 29 часов на пяти грузовиках в Рыбинск завезли 53 габаритных инструмента! Как грузили – отдельный рассказ. Если коротко, то это – лучшие грузчики России!

О своем музее Ставицкий мечтает уже несколько лет. Изучая музейное дело, он проехал всю Европу, побывал в Польше, Чехии, Франции, Германии, посетил конкурсы исторического исполнительства. В Рыбинске он нашел и понимание, и поддержку.

— Теперь у меня мощный живой опыт, который хорошо перекликается с моими убеждениями и возможностями, — говорит он сегодня.

Помимо опыта, у него есть связи. А это, согласитесь, немало для организации в провинции концертов знаменитых исполнителей. Он сыпет именами, которыми надеется порадовать Рыбинск. Пианисты Михаил Петухов и Екатерина Державина, композитор Юрий Мартынов, самый известный в России клавесинист Ольга Мартынова, потомки фабрикантов Тишнера и Дидерихса, органист, клавесинист, дирижер, народный артист Российской Федерации, профессор, основатель факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской государственной консерватории Алексей Любимов… Последнего Ставицкий называет своим учителем и музыкальным провидцем.

— В далекие 70-80-е годы, а может, и ранее, он словно почувствовал будущую стагнацию в мировом исполнительстве, в создании музыки в академической сфере, — рассказывает он о Любимове. — Мало касаясь эпохи романтизма, самой играемой музыки от XIX века, он направил усилия на расширение клавирного репертуара, от сыновей Баха и вглубь эпох, одновременно играя чуть ли не всех композиторов XX века, а теперь и XXI-го. Он распахнул окно для пианистов в России – поставил в один ряд игру на клавикорде и клавесине, органе и фортепиано всех эпох и систем, провозглашая высокий стиль — исполнение классиков на современных инструментах.

Об инструментах Ставицкий может говорить бесконечно. Вот стоит «Красный Октябрь».

— Однажды он 23 часа играл в Москве у памятника Чайковскому на юбилее Алексея Любимова, — рассказывает реставратор. — На нем играл концерт композитор Владимир Мартынов. Звучание этого инструмента слышали в Парке им. Горького, в Центре толерантности… Он видел гораздо больше, чем среднестатистический консерваторский инструмент.

Рядом – немецкий Блютнер 1901 года – изумительный рояль, который реставратор считает лучшим по звуку. А это – инструмент знаменитой российской фабрики братьев Дидерихс, выпущенный в 1895 году. Его Ставицкий восстанавливал долго, заказывая детали в Германии.

— Пока не привезли в зал ни одного Бехштейна, а их у меня три, — рассказывает реставратор. – Нет пока и больших концертных роялей – они просто не входят в наши музейные двери. Поэтому хочу открыть в Рыбинске концертный зал. В комплексе – музей, филармония, концерты, реставрационный цех, производственная мастерская – это может стать уникальным центром клавишной музыки для всей России. А может, и больше.

Ставицкий уверен: музейный комплекс в Рыбинске, который включает концерты, радикально изменит ситуацию в культурной сфере города. Одна деталь тянет за собой целый процесс. Ставишь хороший концертный рояль – приходят хорошие исполнители. Ставишь орган – приходят барочники… Ну и, конечно, имидж города – над ним, как правило, работают долго и упорно, а тут такой замечательный повод рассказать о себе всем и сразу.

— Рыбинск дает преференции и доброжелательные условия, — говорит Алексей Ставицкий. – Если такое отношение сохранится, я могу развивать производственную и концертную темы. Как? Пока с деталями повременю.

Между тем первую экскурсию в рыбинском музее фортепиано уже провели. 80 туристов из Вологды с интересом познакомились с роялями и пианино в еще не открытом официально помещении на углу Соборной площади и Волжской набережной в Красном гостином дворе.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Королёв Павел Владимирович 09:16 | 30 Ноябрь 2019

Большое спасибо Алексею Ставицкому за огромную работу по созданию в Рыбинске музея фортепьяно!!! Звучит то как красиво и благородно — форте-пиано…Роскошный инструмент, с многовековой историей, занимает место во вновь созданном музее города!!! Это классно!!! Пусть звуки этого великолепного инструмента наполняют наш город мажорным настроением и любовью!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме