Главное Темы 4 декабря 2019

История одного предприятия

Как рыбинцы мечтали о трамваях. И куда возили горожан первые автобусы.

Продолжаем рассказ, как развивался в Рыбинске транспорт. Предыдущая история — здесь

АТОП в городе

К 1934 году в Рыбинске произошло немало событий, которые свидетельствуют о развитии экономики и города в целом.

Из недостроенного предприятия «Русский Рено» вырос завод № 26 им. Павлова («ОДК-Сатурн»), освоивший производство авиационных моторов.

В 1931 году катерозавод (судостроительный завод «Вымпел») начал выпуск катеров. Судостроительная верфь имени Володарского с ремонта барж перешла на производство самоходных судов. Оптическая мастерская преобразована в оптический завод. Работали заводы полиграфических машин, дорожных машин, завод «Восстановленный труд» (будущий завод деревообрабатывающих станков), кожзавод им. Ленина, спичечная фабрика «Маяк», лесозавод «Свобода». Город превращался в индустриальный центр. Быстрыми темпами увеличивалось население. Развивалась социальная сфера. В 1933 году открылись кукольный театр, авиационно-спортивный клуб, 5 апреля – кинотеатр «Роскино» (будущий «Центральный»).

Из докладной записки Рыбинского горсовета Совнаркому РСФСР, декабрь 1933 года:

«При значительной длине городских проездов 100,4 км, при разбросанности предприятий город, раскинувшись с востока на запад на 12 км и с севера на юг на 7 км, не имеет ни автобусного, ни трамвайного сообщения. Крупнейшие заводы расположены от центра города на расстоянии 3-5 км. Быстрый рост рабочего класса и всего населения города настоятельно требуют организации в городе автобусного движения…».

 

 

Спустя полгода, 12 июня 1934 года, газета «Верхневолжская правда» опубликовала фото автобуса на одном из городских маршрутов. Здание на заднем плане легко узнается – это дом № 1 по Крестовой улице. Начало маршрута – остановка «Водный вокзал», в качестве которого использовались помещения закрытого в 1929 году Спасо-Преображенского собора, располагавшегося на Бурлацкой (ныне Соборной) площади.

Что касается автобуса – это типовой кузов, который изготавливался в СССР по разосланным чертежам в автомастерских областных трестов, установленный на импортное или отечественное шасси грузового автомобиля.

Таким образом, в стране ликвидировался острейший дефицит в автобусах. В заметке к фото указано, что «автобусы пущены горкомхозом».

Надо отметить, что забота об обслуживании населения, в том числе пассажирским транспортом, лежала на горкомхозе и его предприятиях. И городской перевоз, включавший в то время в том числе дебаркадеры, два паровых судна и 70 человек персонала, был коммунальным предприятием; и первый междугородный маршрут, открытый из Рыбинска в Пошехонье-Володарск 14 сентября 1927 года, обслуживался, по всей видимости, одним из предприятий коммунального хозяйства.

Собственно, так и появился в Рыбинске пассажирский АТОП – автомобильный транспорт общего пользования, который должен был «отвезти всякого, к нему обратившегося, по твердому тарифу». На современном языке Гражданского кодекса РФ это относится к публичному договору.

Несомненно, к  грузовому АТОП начиная с 26 сентября 1930 года стала относиться Рыбинская контора «Автотранс», чем и отличалась от ведомственных предприятий транспорта, осуществлявших перевозки для собственных нужд.

 

 

Только успели появиться в Рыбинске внутригородские автобусные маршруты, как Президиум всероссийского центрального Исполнительного Комитета 1 июля того же года принимает решение о включении в городскую черту еще нескольких населенных пунктов: Окинино (район Скомороховой горы), Смердино, Логиново, Оленинское, Ошурково, Осипово (восточное направление), Лосево, Полтинино, Мелкое, Козлово, промышленную площадку судостроительной верфи (Слип), Данилово, Зманово, Большая Тоговщина, Мягкое и промышленную площадку лесопильного завода «Свобода» (западная часть города).

Неудивительно, что за счет расширения границ города, миграции населения из села, переселения из затопляемых районов численность населения Рыбинска выросла с 69,8 тыс. человек в 1931 году до 139 тыс. к 1 января 1939 г.

Из статьи «Ворота в Заволжье» газеты «Рыбинская правда» за 21 сентября 1939 года:

«Образно говорят, что перевоз в Рыбинске – ворота в Заволжье. Хочешь – не хочешь, иными путями на левый берег не попасть. Но ворота эти слишком ветхи и скрипучи. Перевоз в Рыбинске выглядит как редкий анахронизм, как сохранившийся пережиток примитивной старины. Скоро вступят в строй плотины и гидростанции Волгостроя – первое звено Большой Волги. Ниже их на Волге не будет устойчивого уровня воды, гидростанция будет сбрасывать воду неравномерно, исходя из производственных потребностей. Колебание уровня лишит Волгу устойчивого ледостава в зимнее время, и переправа в новых условиях стала бы в десятки раз сложнее. И паромы тогда, пожалуй, не в состоянии будут исполнять даже несложную свою функцию. И опять возникает единственный выход – нужен мост через Волгу!.. Пройдет несколько лет, берега Волги будут чисто прибраны и одеты камнем, а по мосту в Заволжье и обратно в центр пойдут трамваи».

Да-да, трамваи! По разработанной схеме организации внутригородского пассажирского транспорта предполагалось строительство двух трамвайных линий.

Первый маршрут должен был соединить Веретье и Копаево через центр (пр. Ленина – ул. Свободы – ул. Герцена) с выходом на ул. Орджоникидзе и Ярославский тракт. Второй маршрут со Скомороховой горы по Плеханова – Герцена – Бульварной, мосту через Волгу до Слипа.

Окраинные и малонаселенные районы предполагалось охватить тремя автобусными маршрутами. Четвертый охватывал бы кольцом центр города с начальным пунктом на Стрелке.

Мост через Волгу планировали сдать в эксплуатацию в 1942 году. А до того времени нужно было справляться с потоком грузов, который значительно увеличился: левый берег застраивался переселенцами из затапливаемых водохранилищем районов, работали заволжские предприятия, шел поток грузов в Пошехонье-Володарск, Арефино и другие сельские населенные пункты.

Чтобы ускорить переправу грузов с берега на берег в местах, наиболее для этого удобных, рыбинская контора «Автотранс» в 1937 году приобрела третник – деревянное несамоходное судно грузоподъемностью около 30 тонн. Работы по переправе оплачивались грузовладельцами отдельно, что по итогам 1937 и 1938 годов этот вид деятельности принес весьма неплохую прибыль предприятию.

В других конторах треста, расположенных в волжских городах и не имевших тогда мостов через Волгу (Ярославль, Кострома), подобной инициативы проявлено не было.

Переправа автомобилей была делом непростым и в течение года имела сезонные перебои. Чтобы обеспечить стабильные перевозки в левобережной части, было решено построить «гараж за р. Волгой». Он  появился в 1938 году и находился в собственности конторы. Вероятно, располагался он по адресу: ул. Крылова, дом 2а.

В планах было строительство в заволжском районе оперативного склада для хранения грузов трактовых транспортных операций на период до конца 1941 года, то есть до постройки моста. Но грянули очередные перемены…

Константин Мишин

Продолжение следует

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме