В последнее время много говорится о должниках, которые регулярно «забывают» об оплате жилищно-коммунальных услуг. Наша редакция совместно с НП «Рыбинский центр развития деловой активности» и РГАТА проводила опрос рыбинцев для того, чтобы выяснить, почему люди не платят за квартиру.
Как оказалось, весьма распространенной причиной является отсутствие свободного времени для выстаивания в очередях и незнание всех возможных способов оплаты. Еще одним подтверждением имеющихся проблем в части организации приема платежей за жилищно-коммунальные услуги стало письмо, пришедшее в редакцию.
«Недавно мы с женой переехали от родителей на съемную квартиру. И тут началось! Теперь конца каждого месяца я жду с тревогой. Вот-вот в почтовом ящике появятся квитанции по оплате коммунальных услуг, и снова эта морока: очереди, очереди, очереди… — делится своими впечатлениями читатель. — Раньше, когда еще жили на старой квартире, почетная миссия платить по счетам была возложена на тещу. Она пенсионерка, свободного времени у нее уйма, ходи да плати.
И потому не то чтобы не верил — просто не воспринимал всерьез, когда за ужином она, бывало, начинала: «Ой, умаялась я сегодня, в очереди все ноги отстояла, аж гудят, ах, ох…» Теща явно преувеличивает свои страдания, был уверен я. И вот одним прекрасным утром супруга меня огорошила: «С коляской в очередях стоять неудобно, иди ты плати. К тому же сегодня — «час икс», не забыл?»
«Час икс» — о! это особая дата в нашем семейном календаре, безапелляционно установленная хозяйкой нашей съемной квартиры. Тамара Марковна — дама суровая. Каждый месяц — день в день, в одно и то же время — в дверь раздается звонок. Спустив старомодную оправу на кончик носа, она тщательно просматривает все платежки и уходит, чтобы ровно через месяц появиться вновь. Не предоставить квитки вовремя значит нарваться на серьезные неприятности, а то и вовсе лишиться «ответственного права называться квартиросъемщиком». Я преисполнился решимости: пожертвую обедом — заплачу!
Жена предложила мне съездить в расчетно-кассовый пункт МУП «ИРЦ», чтобы сэкономить на комиссионных отчислениях, которые взимаются в Сбербанке при оплате квартплаты. Ну, думаю, делов-то!
Но как открыл дверь в кассу, так чуть не упал: народищу — тьма! И, судя по темпам продвижения очереди, моего обеда точно не хватит. Ну что ж, придется перенести миссию на вечер. Смотрю режим работы РКП и понимаю, что при всем желании до шести вечера мне сюда не успеть.
Без «звонка другу» не обойтись. Приятель, давно живущий отдельно от родителей, должен знать суровые законы платежных джунглей. «Все прогрессивное человечество давно оплачивает коммуналку дома, в тапках, ясно?» — иронизировал «бывалый» над моими бедами. «В каких еще тапках?» — «Ну ты село! По Интернету, конечно.
На сайте банка заводишь себе «личный кабинет» (с паролем и целым набором разовых «ключей») и со своей странички оплачиваешь все счета: за свет, газ, телефон и прочие радости цивилизации. Правда, почему-то кроме воды. Отчет о зачислении средств смотришь в специальном разделе. Удобно, просто, и в очередях не надо прозябать, ферштейн?» — «Ферштейн». Но как успеть сделать себе банковскую карточку за день, это вот я совсем не «ферштейн».
Еще одна попытка — звоню жене. Благоверная, попутно наградив меня нелестными эпитетами, объяснила, что нужно идти в банк «БФГ-Кредит», где нет комиссии в отличие от других городских банков. Вариант неплохой, но территориально далековато. Поэтому я решил пойти в отделение Сбербанка, спокойствие дороже, чем злосчастные проценты.
«Кто последний, — спрашиваю, — за квартиру платить?» А мне: «К терминалу или в кассу?» — «А куда очередь короче?» — «Да везде одинаковая». Решил — к терминалу, так, кажется, быстрее будет, да к тому же здесь тоже комиссию не берут. Но народ здесь откровенно «тормозил», подолгу вглядывался в надписи, даже помощь молодой сотрудницы мало влияла на ход событий. Я уже раскаивался за то, как несправедлив был к тещиным вздохам. Смотрю по сторонам: очередь (в основном женщины) стоит себе преспокойно и даже не ропщет, привыкли уж, видать. Так прошло минут двадцать. Но вот стоящая передо мной нутриевая шуба расплатилась, и путь наконец свободен! Из всех квитанций выбрал самую «дорогую» — за квартиру.
«Введите название платежа, номер лицевого счета», и так далее — я с легкостью справлялся со всеми заданиями электронной машины. Настал ответственный момент — момент расплаты. Я достаю из широких штанин новенькую, еще нежно хрустящую тысячу, в последний раз вглядываюсь в зеленовато-голубой силуэт церкви Иоанна Предтечи и отправляю в щель приемника банкнот. Но, к моему удивлению, терминал «выплевывает» мое приношение. А сзади очередь уже наседает и шипит: «Нового образца тыщи не принимает! Суй старые». Я полез в бумажник, хотя знал наверняка, что зарплату выдали исключительно «свежаком»… Стоять еще одну очередь в кассу было выше моих сил. Я с позором ретировался.
Выходя на улицу, заметил на двери банка любопытное объявление. Оно напомнило лунный календарь огородника, какой красуется у тещи в хельге. Красным цветом в календаре были закрашены числа, когда наплыв людей в банк огромен, зеленым — дни, в которые ажиотажа не предвидится. Рядом помещен циферблат, на котором теми же цветами отмечены «критические» и «благоприятные» часы. С этого и надо было начинать, подумал я. К тому же, судя по диаграмме, скоро должен начаться «зеленый» период. Это меня вдохновило, и я решил попытать счастья в другом отделении банка (в этом прогноз почему-то не работал). А между тем до визита Марковны оставалось менее двух часов.
По дороге разменял в ларьке «несчастливые» тысячные. Жена уже нервно звонила, как у меня дела. Все получится! И вправду в этом отделении удача улыбнулась: очереди почти нет. Так, человек пять. А к терминалу — вообще никого. (Но почему-то в душе шевельнулось недоброе предчувствие). Подлетаю к аппарату, а он… не работает. Девушка в окошечке вежливо объяснила, что идет замена программного обеспечения, и пригласила заплатить в кассу. «Только, — сказала она, — за обслуживание мы берем комиссию». — «Согласен!»
Вот такая получилась история… Но может произойти и так, что люди просто махнут рукой и ретируются, не заплатив за квартиру. А потом в СМИ говорят об огромных задолженностях. Хотелось бы больше порядка в этом вопросе».
Письмо читателя не оставило равнодушными журналистов нашей газеты. Мы обратились в Сбербанк с вопросом, когда разрешится вопрос с приемом тысячных купюр нового образца. Как оказалось, этой проблемой уже занимаются, и она будет урегулирована в течение двух недель.
В МУП «ИРЦ» пояснили, что продлить время работы РКП на данный момент не представляется возможным. Это требует как финансовых затрат, так и организационных мероприятий.
Вопрос доступности они пока решают другим путем — через открытие филиалов ИРЦ в различных микрорайонах города, на рынках, торговых центрах, которые принимают платежи и в субботу, но проблему это до конца так и не снимает. Возможность введения скользящего графика работы касс рассматривается лишь в рамках перспективного плана развития расчетно-кассовых пунктов.
Кстати, в настоящее время оплачивают услуги через РКП МУП «ИРЦ» примерно 40-50% горожан. Отметим, что МУП «ИРЦ» перечисляет банкам от 0,5 до 1,0 процента собранных сумм. Поэтому вполне логично ожидать, что заинтересованные банки позаботятся о комфорте для клиентов.
Но и мы сами можем сократить время, потерянное в очередях, если учтем закономерности. Очереди нарастают ближе к обеденному перерыву и времени окончания рабочей смены, к середине недели и ближе к датам X, после которых начинается начисление пеней. Кстати, по наблюдениям, менее активно рыбинцы расстаются с денежными средствами по понедельникам.