«Как выедешь из города километров на двадцать, начинается «терра инкогнита», где годами не ступала нога человека. По бездорожью пробираешься через поля, лес, через двухметровые заросли борщевика, и вдруг! — тебе навстречу, словно из ниоткуда, поднимается церковь, полуразрушенная, но все же величественная. В этот момент чувствуешь себя Колумбом, первооткрывателем!».
Фотохудожник из Углича Виктор Бородулин привез в Рыбинский музей-заповедник выставку «Сельские храмы Верхневолжья».
Виктор Валерьевич Бородулин — признанный мастер фотографии, участник многих фотовыставок; сотрудничает с отечественными и зарубежными периодическими изданиями (хотя по основной профессии инженер-конструктор одного из угличских предприятий). Его конек — сельский пейзаж средней полосы России.
Несколько лет назад он обратился к теме сельских храмов, участь которых в большинстве своем трагична. Она так завладела фотохудожником, что стала одной из главных в его творчестве и вылилась в ряд цельных культурных проектов.
Если в городах уцелевшие церкви изучают, какие-то реставрируют, ими специально приезжают полюбоваться, то «сельской» архитектуре повезло гораздо меньше. Деревни почти полностью обезлюдели, и церкви стоят сиротливо среди зарастающих полей, щетинящихся неприбранным подлеском.
Лишь кое-где храмы восстанавливаются, в каких-то вновь затеплилась приходская жизнь. Но таких, увы, меньшинство. Страна, столько лет кочующая по философскому (нравственному, религиозному — называйте, как хотите) бездорожью, забралась в такие хляби, что никаким трактором не вытащишь.
Память об уходящей деревенской России — тоже дикий пустырь. Груды битого кирпича — вот и все, что подчас остается от святынь, где крестили, венчали и провожали в последний путь наших предков.
Запечатлевать отзвуки былой России Виктору Бородулину, кажется, помогало само провидение.
«Были случаи, и не раз, когда уже и день выбрал для съемки, а погода не заладилась: тучи, пасмурно, моросит. Но все равно едешь. А когда приближаешься к храму, облака вдруг расходятся, показывается солнышко. Прекрасные условия для съемки! Но как только заканчиваю фотографировать, бросаю последний взгляд, шторы небесные опять закрываются — спектакль окончен», — этому чуду автор не находит рационального объяснения.
Но разве чудо нуждается в нем? Его отблески ясно видны на снимках, которые словно лучатся изнутри.