Неприятная новость. Автотранспортные предприятия области из-за повышения стоимости дизельного топлива вынуждены готовить предложения об очередном увеличении стоимости проезда. По словам перевозчиков, стремительный рост цен поставил социальный транспорт в регионе перед шекспировским вопросом — быть или не быть?
Руководители АТП уверяют, если государство не предпримет более радикальных мер к нефтяникам, повышение тарифов в сегодняшних условиях — единственная возможность остаться «на ходу»
ГАБАРИТНАЯ МИШЕНЬ
Нефтяники перешли в активное наступление на экономическую стабильность российских АТП в ноябре прошлого года. ДТ превратилось в «ТТ», став основным орудием захвата тран-спортных бюджетов. Та же высокая проникающая способность и значительная точность попадания. Вообще-то промахнуться здесь практически невозможно.
В течение последней пятилетки перевозчикам настоятельно рекомендовалось переходить на более экономичный вид горючего. Повальная «дизелизация» привела к тому, что этим топливом стали заправлять почти 99% автобусов и маршрутных такси региона. В рыбинском ПАТП-1 им «питается» 85% автопарка.
С ноября 2010-го ценники на заправках начали меняться, как картинки на табло игровых автоматов. И ни одна из комбинаций не сулила городским перевозчикам выигрыша. К февралю дизтопливо подорожало на восемь рублей. Рост стоимости горючего в течение двенадцати месяцев (с января 2010-го по январь 2011-го) составил 47,2%.
Транспортники только успевали считать нули в статье расходов. По данным главного инженера ПАТП-1 Юрия Романова, за четыре месяца предприятие уже переплатило исключительно за ДТ 2,5 млн рублей. Экономический прогноз увеличения затрат на текущий год с учетом роста цен на остальные виды топлива и масла дал предынфарктные 38 млн рублей.
Эту сумму предприятие должно найти самостоятельно, так как ни городской, ни областной бюджеты расходы на ГСМ не компенсируют. Не нужно быть провидцем, чтобы предугадать, за чей счет перевозчики попытаются хотя бы частично покрыть колоссальные убытки. Предложения об очередном повышении стоимости проезда уже звучат, а все необходимые расчеты направлены в областной департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов.
Но ведь кошельки рядовых граждан не бездонные нефтяные бочки, а уровень заработной платы основной части населения не растет вместе с ценой за баррель.
«ЩИПАТЬ» НЕЧЕГО
Как известно, в себестоимость любого товара включены все издержки, которые возникают при его производстве. По данным заместителя директора по экономике ПАТП-1 Марии Пошвиной, в цену одного полного билета на поездку в автобусе заложены 30% затрат на топливо, 45% составляет заработная плата, 25% — налоги, накладные расходы, стоимость ремонтных работ, запчастей, материалов, автошин.
Попытки снизить хотя бы один из пунктов не выдерживают прозы жизни. С 1 января 2011 года на 8% выросли налоговые отчисления. В материальном выражении для транспортников — это дополнительные 880 тысяч рублей ежемесячно. Вновь подорожали все коммунальные услуги. Не отстают и комплектующие.
Обычные подшипники, по данным Юрия Романова, выросли в цене на 233%! По сравнению с расценками предыдущего года почти миллион переплатило предприятие родному Ярославскому шинному заводу за самую популярную в автопарке резину.
Как вариант можно заняться любимым делом большинства рыбинских руководителей и «пощипать» зарплату сотрудников. Однако в ПАТП уверяют, «щипать» нечего. По словам директора предприятия Виктора Жиганова, вот уже три года доходы работников остаются стабильными. В смысле неизменными.
Фонд «заморожен», и, несмотря на повсеместно растущие цены, пока не предвидится никаких возможностей для его реанимации. Кто помоложе и поактивнее увольняется и уезжает на заработки к соседям, финансово более благополучным: в Москву, Вологду, Череповец.
Остальные только гадают, что будет дальше. Представители профсоюза выражают серьезную обеспокоенность, удастся ли в сложившейся ситуации вообще сохранить рабочие места.
ШАГОВАЯ НЕДОСТУПНОСТЬ
Остается топливо. В настоящий момент автопарк заправляется по розничным ценам, и это, по словам руководства ПАТП-1, выгоднее, чем искать оптового поставщика. Ближайшая АЗС находится через дорогу, что обеспечивает практически нулевой «холостой» пробег.
В идеале еще бы и заправляться там по сниженным ценам, да где ж найти таких нефтяников, которые в здравом уме и трезвой памяти подписались бы под сокращением собственных доходов? В ответ на подобное предложение транспортникам было рекомендовано построить собственную заправку и устанавливать там свои цены.
И все же экономить на горючем можно, если работать над уменьшением расхода топлива. Для этого необходимо обновлять парк более экономичным транспортом. Обычный ПАЗик, например, расходует 32 литра на 100 км, а желтенький «Богдан» — 16 литров, прожорливому «Икарусу» нужно 43 литра, в то время как новому автобусу того же класса — 32. Закономерность очевидна. Смена подвижного состава повышает эффективность перевозок.
В прошлом году при благоприятной ситуации с топливом предприятие смогло сделать мощный рывок по модернизации парка. Транспортники закупили сразу 34 автобуса, заменив ими столько же единиц хлама на колесах. В планах на ближайшие два года было приобретение еще 58 машин, что позволило бы полностью избавиться от старой техники.
Таким образом, предприятию оставалось сделать последние шаги, чтобы войти в ритм естественного обновления. Пассажиры получили бы исправные автобусы, а перевозчики экономию расходов и на ГСМ, и на запчасти, и на обслуживание. Сейчас все эти радужные планы под большим вопросом.
«Предприятие находится в сложном экономическом положении, мы ежедневно несем колоссальные убытки, и без дополнительной помощи нам не выжить. Так как регулируемый тариф не предполагает свободного ценообразования, мы не можем, как нефтяники, каждый день устанавливать новую стоимость проезда. Октябрьский рост тарифа не покрывает и малой части расходов.
Если раньше убытки можно было компенсировать с помощью коммерческого транспорта, то сейчас маршрутные такси работают с нулевой прибылью», — откровенно признался заместитель директора МУП «ПАТП-1» по коммерческой работе Николай Смекалов.
ПЛАТИТЬ ИЛИ ПЕРЕПЛАЧИВАТЬ?
Помочь в приобретении транспорта обещает городская администрация, а вот компенсации миллионных убытков предприятию ждать неоткуда. Транспортники уже вынуждены сократить количество рейсов на маршрутах с небольшим пассажиропотоком. Страдают жители Заволжья, Слипа, поселка ГЭС, реже ходит автобус № 12 и маршрутное такси № 4т.
Если цена на топливо не упадет хотя бы до ноябрьских показателей, в городе вообще могут остаться только самые прибыльные рейсы. А надежды на глобальное падение стоимости ДТ у транспортников нет. Снижение цены на два рубля после вмешательства в ситуацию первых лиц государства — утешение слабое и кардинально положение не меняющее.
«На сегодняшний день плановая себестоимость перевозки одного пассажира составляет уже 14 рублей. Мы сами являемся потребителями товаров и услуг, которые формируют цену проезда, и сами стали заложниками монополистов.
Вывод напрашивается простой: или государство предпринимает реальные меры по снижению стоимости ДТ, или мы повышаем стоимость проезда, как в Вологде и Череповце, до 16 рублей, получаем прибыль, отчитываемся перед рыбинцами о покупке новых автобусов и сохраняем социальный транспорт в городе, или начинаем умирать.
Примеры третьего пути у нас есть. В тех городах, где стоимость проезда ниже 12 рублей, АТП находятся в глубоком упадке, а население вынуждено пользоваться услугами коммерческих перевозчиков, где вообще не предусмотрено никаких льгот», — подвел итог сложившейся ситуации директор ПАТП-1 Виктор Жиганов.
Как вариант можно призвать к ответу представителей нефтяной отрасли. Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области уже возбудило дело в отношении ОАО «Сибнефть-Ярославнефтепродукт» и ОАО «ТНК-Ярославль» по признакам нарушения запрета на картельный сговор.
Ответчики в свою очередь уверяют, что в повышении цены на дизтопливо виноват спрос, который создает угрозу дефицита. Более подробно о причинах, «вынудивших» нефтяников поднять цены, поставщики расскажут рыбинским транспортникам 23 марта в Арбитражном суде.
Есть и еще один «эффективный» способ снижения затрат. Правительство страны заявило о том, что для сельхозпроизводителей необходимо не только вернуть стоимость топлива на ноябрьские уровни, но и уменьшить эти показатели еще на 10%.
Дело за малым, ПАТП-1 нужно срочно стать колхозом, а нам — мешками с картошкой. Тем более что с российскими дорогами пассажирам к этому образу не привыкать.