Темы 2 марта 2011

Стандартные страсти

Российское образование встало на путь от разностороннего к профильному: изучили новинки

Бурные общественные дискуссии развернулись по поводу перехода России на образовательные стандарты второго поколения. Одни ждут от реформы «разумного, доброго, вечного», тогда как другие всерьез опасаются за будущее подрастающего поколения. Что же несет с собой ветер школьных перемен?

Требуются профи

Переход на новые Федеральные стандарты общего образования уже начался. Их внедрение происходит постепенно в три этапа. Первоклашки, которые сядут за парту в сентябре 2011 года, гранит науки будут грызть уже по-новому. Когда они дорастут до девятого класса, в 2020 году, реформа завершится, и школа полностью перейдет на стандарты второго поколения.

Российское образование встало на путь от разностороннего к профильному, как на Западе. Это когда учишь только то, что пригодится при выборе профессии. Новые стандарты образования — не что иное, как отражение соцзаказа. Сегодня не в цене эрудиты, с лету разгадывающие кроссворды и готовые поддержать разговор и о теории Дарвина, и о столыпинских реформах. В XXI веке торжествует узкий специалист, профи в своей сфере, но не претендующий на всезнайство.

Пока утвержден только стандарт для начальной ступени, выпущены новые учебные программы, учебники, методики для учителей. К этим преобразованиям рыбинские школы полностью готовы, накоплен экспериментальный опыт (на базе многопрофильного лицея № 2), учителя прошли необходимую подготовку.

Ознакомиться с материалами стандарта и образовательными программами можно будет на сайтах школ города ближе к началу нового учебного года. Что касается документов по старшей и средней ступеням, то они находятся на стадии разработки. И, как все неизвестное, порождают уйму домыслов и непонимания.

Что готовит «просвещенья дух»?

Самый оживленный спор разгорается вокруг структуры учебного плана. Особенно много вопросов (правда, пока без ответов), касающихся 10-11 классов. Итак, после реформы их расписание значительно сократится: останутся только 10 предметов вместо нынешних 14. (Для сравнения: в Англии старшеклассники изучают 5-6 предметов, в Финляндии — 7-8).

При этом только четыре урока считаются обязательными: физкультура, ОБЖ, филология и новая дисциплина «Россия в мире», а также индивидуальный проект (что-то вроде курсовика в институте, только ориентированного на практику).

Сильная волна возмущения прошла в обществе по поводу необязательности изучения государственного языка.

Ответная реакция наконец последовала: эксперты-разработчики внесли новые поправки в проект образовательного стандарта, согласно которым учащиеся 10-11 классов в обязательном порядке должны будут выбрать из двух предметов: либо «русскую словесность», либо «русский язык и литературу». Вполне логично, ведь духовно-нравственное воспитание личности стандарт относит к числу приоритетных.

Остальные шесть предметов школьники выбирают по собственному желанию. Какие из них изучать углубленно, а где только пройтись «по верхам» — ученик тоже определяет сам. Стандарты предлагают три уровня: интегрированный, базовый (по 3 часа в неделю) и профильный (5 часов в неделю). Ну в самом деле, зачем, кажется, будущему психологу страдать над логарифмами и интегралами, а «технарю» — штудировать ямбы и хореи?

В результате должно появиться больше времени на изучение нужных предметов, отчего знания станут более глубокими.

«Сейчас трансформация информации происходит в таких колоссальных объемах и на таких огромных скоростях, что просто необходимо научиться выбирать, «фильтровать», оценивать нужное, — говорит директор МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр» г. Рыбинска, кандидат педагогических наук Светлана Шувалова. — Задача школы — предоставить максимум возможностей для самоопределения личности и развития способностей. Задача ученика и семьи — ими воспользоваться».

Под гнетом свободы

Но здесь есть свои нюансы. Все учебные дисциплины делятся на шесть образовательных областей. Первая группа: русский язык и литература, родной язык и родная литература. Вторая — иностранные языки, третья — математика и информатика, четвертая — общественные науки, пятая — естественные науки, шестая — искусство или предмет по выбору.

Из каждой можно выбрать только 1-2 предмета, но не более семи в общей сложности, то есть фактически по одному. Родители и педагоги уже высказывают претензии к реформе.

«Перед нами возникает альтернатива: если запишемся на алгебру и геометрию, то на информатику уже нельзя, — рассуждает Ирина Голубева, мама двух детей, которым суждено учиться по новым стандартам. — Также в одной области между собой «конкурируют» физика, химия и биология. И что самое странное, математика (а совсем недавно и русский) не входит в список обязательных, хотя, насколько я понимаю, ЕГЭ по этому предмету никто не отменял».

Но главное, что смущает людей, — это сама свобода выбора и ответственность за принятое решение.

«Я считаю, заставлять подростка в 9 классе выбирать семь предметов для дальнейшего обучения еще слишком рано, — сомневается Ирина. — Это же сложный возраст, период становления личности, когда приоритеты меняются молниеносно. И если сначала ты грезил, к примеру, стать политиком и выбрал общественные науки, а к 11 классу передумал и решил поступать в медицинский, то мечтам уже не суждено сбыться? Кровь-неволя придется тащиться по выбранной колее, или родителям раскошеливаться на репетиторов, которые будут «перековывать» багаж знаний».

В Информационно-образовательном центре уверены, что при грамотной организации педпроцесса беспокойство будет снято. Светлана Шувалова подчеркивает, что навыки осознанного определения приоритетов прививаются детям с начальной школы, когда они (вместе с родителями, учителем) выбирают внеурочную деятельность: кружки и секции.

Постепенно — класс за классом — область выбора расширяется, это закономерно и логично. В нашем городе индивидуальные образовательные маршруты ученика — отнюдь не новшество. По ним в некоторых школах работают уже двадцать лет, эта практика хорошо освоена в лицее № 2, СОШ № 32, в гимназии №8, где свобода выбора предметов и уровня их изучения существует уже с 1990 года.

Вон из класса?

Очевидно, что новые стандарты требуют коренного изменения в штатном расписании школ. Представьте: в одном классе три человека выбрали историю, пять — биологию, шесть — информатику и так далее. У каждого ученика определится свой собственный график уроков. Это, выражаясь языком педагогов, повлечет за собой переход от классно-урочной системы к предметно-урочной. Проще говоря, как таковых занятий всем классом уже не будет.

Учителя ждут преобразований без паники, но с настороженностью (особенно те, чей предмет не вошел в список обязательных).

«Информатика отнесена в одну область с математикой, — говорит преподаватель одной из рыбинских школ. — По математике — ЕГЭ, поэтому нетрудно догадаться, что выберут учащиеся. И что делать нам, учителям-предметникам, как будем набирать часы?» Вопрос пока без ответа.

Единое и неделимое

Новые стандарты образования — ключевой момент в модернизации российской школы. Они ориентированы на идею «общественного договора», когда согласуются запросы к образованию со стороны личности, общества и государства.

Какой выпускник нужен России сегодня? Готовый к реалиям современной действительности, к проектированию своей профессиональной карьеры, умеющий работать с информацией и принимать решения в нестандартных ситуациях. В общем, креатив приветствуется.

«Радует то, — заключает Светлана Шувалова, — что уже сейчас на федеральном уровне сделано многое, в том числе по подготовке к реформе педагогов. Проводится обучение, издаются дидактические материалы, программы».

Еще одна цель реформы образования — формирование единого образовательного пространства, обеспечение преемственности между всеми ступенями обучения. Рыбинск, по словам С. Шуваловой, активно готовится к переменам.

Все педагоги начальной школы прошли обучение по новым программам в рамках реализации муниципального комплексного проекта; завершается разработка основной образовательной программы начального общего образования во всех школах города.

Четвертый год в Рыбинске реализуется программа Федерального эксперимента по организации преемственности между ступенями образования на примере образовательной системы «Школа 2100» в четырех учебных заведениях: СОШ №№ 5, 26, 32, гимназии № 18. Принята заявка от Рыбинска на участие в следующем этапе эксперимента, который установит тесную связь между программами детских садов и начальной школы.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме