Темы 2 марта 2011 14:45

Школьные советы

В Рыбинске состоялась научная конференция «Системно-деятельностный подход к образованию: от теории к практике».

Как должна школа реагировать на те бурные перемены, что происходят в мире? Возможность получить ответы на интересующие вопросы, почерпнуть свежие идеи в ходе мастер-классов смогли участники 8-й муниципальной научно-практической конференции «Системно-деятельностный подход к образованию: от теории к практике».

Помимо чисто профессиональных аспектов, в ее рамках обсуждались и наиболее актуальные для современной системы образования тенденции, касающиеся личностного развития ученика, его месте в образовательном процессе, а также того, каким в итоге должен стать выпускник, какими знаниями, умениями и навыками обладать.

Рыбинск занимает лидирующую позицию в сфере школьного образования в целом по области. В первую очередь это заслуга большого коллектива педагогов, которые успешно представляют город и область на профессиональных конкурсах. Благодаря их стараниям городские детские сады, общеобразовательные школы также с завидным постоянством громко заявляют о себе на областном и общероссийском уровне.

Директор департамента образования Владимир Юдин пояснил: «Существенным вкладом в развитие системы образования являются проекты, которые реализуются в городе на протяжении последнего времени. Это и масштабный ремонт спортивных залов школ, и реализация федеральной программы совершенствования системы питания, в рамках которой во многих образовательных учреждениях проведена модернизация пищеблоков. Сюда же можно отнести и планомерную работу по восстановлению дошкольных образовательных учреждений, возвращению зданий, некогда ими занимаемых».

При всем этом есть некоторые проблемы с точки зрения дальнейшего роста. Необходимо качественно изменить сам тип педагогического процесса, привнести новизну, нетрадиционность. Наглядный пример: на международном уровне часто сравнивают, что могут наши выпускники, при этом оценивая не только знание фактов, но и их применение, использование знаний в нестандартных ситуациях.

В первом случае мы еще с советских времен были впереди планеты всей. По второму показателю также имеем высокие результаты. А вот по третьему — числимся в середнячках. Нацеленность на знания — это хорошо, но необходимо готовить учеников к стремительно меняющейся окружающей действительности, к успешной жизни и самореализации в непростых условиях. Этим требованиям отвечает и муниципальная программа развития образования до 2012 года.

О необходимости изменения подхода к образовательному процессу говорят и сами школьники, оценивая значимость образования, которое они получают. Показательны результаты социально-педагогического исследования, проводимого в школах Санкт-Петербурга с начала 90-х годов. С ними ознакомил участников конференции доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Олег Лебедев: «Факт, вызывающий наибольшую тревогу, — как меняется доля выпускников, которым учиться в школе было неинтересно. В 1995 году таких ребят было 9%, через два года — 10%, в 2002 году — 12%, в 2007 — 21%, в 2009 — 19%. Пятая часть учащихся без обиняков говорят — им было неинтересно!

Это свидетельство процесса отчуждения ребят от школы. Его можно объяснить, рассмотрев ответы на другие вопросы социологического исследования. Ребята отвечали на вопрос: «Что мне дала школа?» «Знания» — говорили на протяжении долгого времени порядка 80% респондентов. В 2009 году мы получили результат всего 69%. Получается, школа утрачивает значимость в качестве образовательного центра». Отвечая на другие вопросы, выпускники выявили еще меньше удовлетворения накопленным в школе «багажом». Так что, судя по всему, время перемен пришло.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме