Немногим больше трех месяцев назад руководство НПО «Сатурн» рассыпалось в благодарностях перед техническим директором — генеральным конструктором предприятия Михаилом Кузменко, когда он выходил на пенсию. Хвалебные оды в его адрес заводская пресс-служба разослала оптом по внушительному списку СМИ, разместила и на сайте компании.
Однако щедрыми руководители оказались только на слова. Выполнения финансовых обязательств по контракту бывший многоуважаемый сотрудник вынужден добиваться через суд.
«Самая главная заслуга Михаила Леонидовича в том, что он создал одно из лучших конструкторских бюро России, находящееся на очень высоком уровне в мире, — говорил в ноябре 2010 года управляющий директор ОАО «НПО «Сатурн» Илья Федоров. — Огромная ему благодарность за титанический, плодотворный труд. «Сатурн» всегда будет считать Михаила Леонидовича членом своего коллектива и поддерживать его в дальнейшей работе на благо российской авиации».
Поддерживать почитаемого экс-сотрудника на НПО «Сатурн» решили, видимо, только морально, так как право на материальные блага Михаил Кузменко теперь доказывает Фемиде.
28 февраля в Рыбинском городском суде состоялось первое слушание по его иску против НПО «Сатурн». Бывший технический директор — генеральный конструктор предприятия считает, что по заключенному с ним контракту он должен получить вознаграждение за работу, выполненную предприятием по сертификации двигателей, проведению межведомственных, государственных испытаний.
«Предприятие не удовлетворило мои запросы в части сертификации двигателя SaM146 для российского регионального самолета. Этот проект создавался в течение многих лет в рамках федеральной программы России и финансировался государством. Я руководил работами в этом направлении на НПО «Сатурн» и хочу получить то, что заработал в соответствии с действующим соглашением», — прокомментировал суть иска Михаил Кузменко.
За время работы Михаила Леонидовича на предприятии было создано около полутора десятков двигателей и целый ряд силовых установок. Подробно о достижениях технического директора — генерального конструктора рассказывает та же хвалебная ода, распространенная прессслужбой по случаю его выхода на пенсию.
«Под непосредственным руководством М.Л. Кузменко получен сертификат типа EASA и АР МАК на двигатель SаM146 для российского регионального самолета «Sukhoi SuperJet 100»; выполнены работы по модернизации серийного двигателя Д-30КП-2 в двигатель Д-30КП «Бурлак», получены положительные результаты стендовых испытаний; разработан проект модифицированного двигателя АЛ-31Ф с повышенной тяговооруженностью для перспективного истребителя, начаты его летные испытания; разработаны проекты двигателей М75РУ, М70ФРУ для надводных кораблей по заказам ВМФ.
…Находясь на посту технического директора — генерального конструктора, М.Л. Кузменко обеспечивал техническую политику предприятия в части разработки и постановки в производство новейших типов двигателей авиационного и наземного применения. Впервые в России КБ под руководством М.Л. Кузменко перешло на безбумажное проектирование, была создана система инженерного анализа, разработаны и приобретены новейшие программы проектирования двигателей, произведена реконструкция помещений конструкторских служб. Огромный опыт, высокий технический интеллект, умение определять главные задачи и пути их рациональной реализации снискали М.Л. Кузменко заслуженный авторитет у работников и руководства Объединения, предприятий отрасли» — значится в ноябрьском прессрелизе, размещенном на сайте компании.
По словам Михаила Кузменко, за всю свою интеллектуальную собственность, создаваемую в процессе работы, он не получал ни копейки сверху и претендует только на одно заслуженное, с его точки зрения, вознаграждение.
Представители НПО «Сатурн», прибывшие в суд, свою позицию по этому вопросу обозначить отказались. Доверенное лицо предприятия выразило несогласие по поводу присутствия на процессе прессы, так как в ходе слушания прозвучит «информация конфиденциального характера по разработке двигателя» и предприятие не хочет ее оглашения в печати.
Поэтому первое заседание проходило в закрытом для СМИ режиме. Как позже пояснил адвокат истца Георгий Юдин, у ответчика не нашлось части документов, которые запросил суд, поэтому следующее заседание назначено на 17 марта. Адвокат рассказал, что в ходе процесса представитель НПО «Сатурн» настаивал на том, что предприятие создавало только часть двигателя SaM146, и насколько велика заслуга генерального конструктора в исполнении этой самой части — еще вопрос.
Между тем в прощальном релизе говорится, что «под непосредственным руководством М.Л. Кузменко получен сертификат типа EASA и АР МАК на двигатель SаM146 для российского регионального самолета «Sukhoi SuperJet» 100». Как это понимать? Говорится одно, думается другое? Все-таки, казалось бы, серьезная компания. Хотя после того как заводской юрист заявила, что не знает, насколько правдивая информация размещается на официальном сайте компании, невольно становится страшно за российскую авиацию.