В редакцию «РИ» пришло письмо. Его авторы просили выразить благодарность. «Мы, жильцы дома №30 по улице Кирова, хотим поблагодарить за доброту, настойчивость старшую по дому Наталью Синани. Желаем Наталье Николаевне здоровья, счастья, неиссякаемой энергии и благополучия». Далее в письме рассказывалось о том, чего удалось добиться неутомимой старшей по дому. Поэтому решение познакомиться с ней пришло само собой.
Наталья Николаевна оказалась человеком очень общительным. Она встретила нас в подъезде. В свежеотремонтированном холле было светло, но лишь считаные секунды, которых как раз хватит для того, чтобы подойти к лифту. «Вот поставили датчик движения, электричество экономим, — рассказала Наталья Николаевна. — Обновили внешний вид: покрасили стены, положили плитку. И почтовые ящики у нас теперь тоже новые. Зайти в наш подъезд приятно».
Это далеко не все достижения, которыми может похвастаться старшая по дому. Первой победой сразу после того, как ее выбрали, стал ремонт крыши.
«Приступая к своим обязанностям, прошла по всем квартирам и увидела, как живут люди на последнем этаже. Честно признаюсь, была в шоке, — вспоминает Наталья Николаевна, — они уже несколько лет добивались ремонта крыши, но безрезультатно. У меня тоже не сразу получилось. В ОАО «Управляющая компания» мне отказали, пришлось обращаться в администрацию и в жилищную инспекцию. Оттуда приехала комиссия с проверкой и выдала заключение о том, что ремонт необходим».
УК отступать было уже некуда.
В договоре с подрядчиком четко обговорили сроки работ и то, что принимать их будет лично старшая по дому. Контролировать пришлось каждый этап. Сначала строители привезли не тот кровельный материал, который обещали. Затем, покрыв половину крыши, пропали.
Но Наталья Синани не тот человек, который останавливается на полпути. Ей удалось добиться завершения работ. А подписание соответствующего акта состоялось только тогда, когда после первого дождя потолки в квартирах остались сухими.
Затем были хлопоты по осушению подвала, замене в нем труб, установке счетчиков.
«После окончания работ у нас появится возможность самостоятельно регулировать напор, температуру воды в системе отопления, — рассказывает Наталья Николаевна. — Я общалась с жильцами «турецкого» дома на улице Плеханова, там стоит такая же система, и экономия достигает десятки тысяч в год. Эти деньги мы сможем потратить на другие нужды».
Наталья Николаевна говорит, что успехов она добивается только за счет упорства и знания законов. Об изменениях жилищного законодательства она узнает из газет и телевизионных программ, штудирует кодексы. Помогают образование и опыт — до выхода на пенсию Наталья Синани работала главным бухгалтером. Женщина уверена, что специальное образование, чтобы выполнять обязанности старшей по дому, не требуется в отличие от таких качеств, как настойчивость и внимательность к проблемам людей.
«Старший по дому должен знать всех своих жильцов, — делится секретами Наталья Николаевна. — Ежедневно ко мне обращаются по 5-7 человек с различными проблемами: кто-то не может правильно написать заявление с просьбой о ремонте, с кем-то и вовсе нужно сходить к коммунальщикам на прием. Звонки могут раздаться в любое время, даже неурочное, но я не могу отказать людям».
В 90-квартирном доме практически нет должников. Подъезд и территория исправно убираются. Техника для расчистки снега приезжает по первому звонку. Здесь сделано все, чтобы людям жилось комфортно. Им можно только по-хорошему позавидовать.
Наталья Синани признается, что ей неоднократно предлагали стать старшей по другим домам, но она остается верной своей многоэтажке и ее жителям, которые уже не представляют себе жизни без ее хлопотливого участия.