В Рыбинском драматическом театре семейная драма. На излете зимы, 25 февраля, состоялась премьера спектакля «В день свадьбы» по пьесе Виктора Розова
Постановкой спектакля занимался приглашенный режиссер Семен Лосев. Ленинградец, ученик легендарного Георгия Товстоногова 22 года проработал в Рижском театре русской драмы, сейчас руководит театром для детей и юношества в Старом Осколе. Там он уже ставил «В день свадьбы» два года назад. Сразу возникает вопрос, понятна ли пьеса современному зрителю, ведь написана она полвека назад, когда все было другое: и быт, и нравы, и страны уж той нет? «А Шекспир? Еще раньше писал, а все современно и все актуально», — подмечает актриса Алла Смоленкова, исполнительница роли Клавы. Режиссер конкретизирует: «Ко мне многие подходили и говорили: зачем вы привезли такое старье? А у меня ощущение, что нужно всегда идти против общепринятой моды. Если спектакль хорош, он сам диктует моду. Вы хотите знать, почему именно эта пьеса? Мне кажется, очень незаслуженно забыт настоящий российский бескомпромиссный, человечный классик — Виктор Розов (наш, кстати, земляк, уроженец Ярославля — прим. ред). Пришло время возвращаться к ценностям: чести, совести, порядочности, долгу человеческому». Может, поэтому «В день свадьбы» сейчас пожаром идет по театрам России.
Назад, к вечным ценностям — это путешествие в эпоху шестидесятых. Она выплескивается за берега спектакля. Еще не прозвенел первый звонок, а на большом экране идет видеохроника: Хрущев, кукуруза, полеты в космос, комсомольские стройки, танец летка-енька… Путешествие очень долгое — аж три часа. Это в реальном времени, а в художественном — сутки в рабочем приволжском поселке. Художник Татьяна Сопина (тоже из старо-оскольского театра) придумала говорящие декорации в духе ретро: белая кисея на весь задник, одновременно отсылающая и к фате невесты, и к салфеткам, какие непременно свисают с пирамиды подушек или с пучеглазого телевизора КВН.
«В день свадьбы» — это «Безумный день, или Женитьба Фигаро» наоборот. Если в итальянской комедии любая случайность движет сюжет к браку, то здесь среди волнительной и веселой предсвадебной суеты так и чувствуется: скоро гроза. Невеста Нюра Салова (актриса Дарья Кошелева) от счастья вся сияет, душа поет, она ждала этого дня целых три года. Жених Михаил Заболотный (Алексей Батраков) молчалив, серьезен, деловит и как будто чем-то удручен.
(«С брачком парень-то», — говорит о нем сосед, и это звучит как недоброе предостережение). С таким потерянным лицом он будет до конца спектакля. Его полная противоположность — названный брат Вася: весельчак, балагур, ни одной юбки не пропустит (Павел Иванов). Подготовка к предстоящим торжествам проходит в звонкой атмосфере, как в фильме «Девчата». Но тут, как гром среди ясного неба, в родной поселок неожиданно возвращается Клава, первая Мишина любовь. Что делать парню, который, как оказывается, не остыл к ней сердцем? И что еще хуже, он понимает. Это взаимно. Порвать отношения с Нюрой? Но это подло, да и просто невозможно, ведь уж пироги к свадьбе пекутся. Наступить на горло собственному счастью и разделить судьбу с нелюбимой? Жертвы такого брака, увы, у всех перед глазами. Это семья Николая (Владимир Калюкин) и Риты (Наталия Грацианова), у них красок благополучия не хватает даже на фасад отношений.
О том, как разрешить конфликт между чувством и долгом, долгом и счастьем, на сцене спорят до хрипоты, «до Джигурды». Хотя, вероятнее всего, надрывное фортиссимо в речи Василия — это режиссерская аллюзия на Высоцкого.
Итак, сначала свой нелегкий выбор делает жених. А потом — невеста. Вся в белом, с воздетыми к небу руками, на краю сцены — почти чеховская Чайка — Нюра отпускает «своего» Мишу в самый день свадьбы. Бедная Нюра, мечта с отрубленными крыльями. Надо отдать должное актрисе, которая так сильно проживает финальный эпизод, что становится не по себе.
Несмотря на то, что жанр спектакля — драма, постановка согрета юмором — добрым, ностальгическим, советским. Чего только стоит фраза: «Где в городе на Волге найдешь в магазине живую рыбу?» Слаженный актерский ансамбль — очевидное достоинство спектакля. Особенно органичны в своих образах артисты среднего поколения: Василий Лугинин (отец невесты), Анатолий Поздняков (Менандр), Людмила Храновская (местная «Зыкина») и другие. Возможно, потому, что в шестидесятых они чувствуют себя не в гостях, а дома.
Кому точно понравится «В день свадьбы»? Ностальгически настроенным натурам, а также всем, кто не считает великую жертвенную любовь старомодной безделицей, от которой давно пора избавиться, как от стада мраморных слоников на комоде.